Posted 15 февраля 2015,, 21:00

Published 15 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:55

Updated 8 марта, 03:55

Полярный джаз

Полярный джаз

15 февраля 2015, 21:00
Международный Зимний фестиваль искусств в городе Сочи придумался за несколько лет до Олимпийских игр, но по завершении спортивного праздника не только не умер, но, кажется, еще больше расцвел. Это теперь такая сочинская культурная «фишка»: классика и джаз на десятидневном фестивале под руководством Юрия Башмета.

Все эти годы фестиваль соединял в программе разные жанры. Буквально все – от балета и театра до живописи. Юрий Абрамович все время настаивает, что это именно фестиваль искусств, а не классической музыки. Всегда в программе находилось место для джазового концерта. «Джаз – моя несбывшаяся мечта», – признается Башмет.

И надо сказать, что иногда фестиваль представляет таких интересных артистов, которых просто так в Россию никто бы не привез. Что приятно – иногда джазмена выбирают без учета вкусов здешней публики. В прошлом году («НИ» тогда писали об этом) американский трубач Брайан Линч, игравший современный креативный пост-боп, публикой оказался откровенно не понят. В позапрошлом кубинский корифей Чучо Вальдес прошел «на ура». С другой стороны, если ориентироваться только на запросы публики, то тут и будет всю жизнь «кроссовер» вроде Take 6 или Жака Луссье.

В этом году привезли джазменов буквально с разных полюсов планеты. Более того, из стран, которые не считаются самыми джазовыми, мягко говоря: Канада и ЮАР. Из Страны кленового листа – трубач Йенс Линдеманн, игравший в популярном коллективе Canadian Brass (в Сочи привез свой, довольно сильный и уверенный квартет Brassfire). Из страны побежденного апартеида – пианист Абдулла Ибрагим. И то и другое – такие понятные грани современного джаза. Со всеми плюсами и минусами.

Йенс Линдеманн, как это принято у современных джазменов, – универсал. На открытии фестиваля сыграл Концерт Гайдна для трубы и специально написанный для него концерт современного канадского композитора Алана Гиллиланда. Концерт построен «как симфония, но без пауз», сказал Йенс. Такая постмодернистская штука – игры с разными джазовыми стилями, свинг, плюс баллада, плюс латино. Такие штуки, кстати, очень во вкусе Башмета, который интересуется, как он говорит, «мостиками между стилями, классикой и джазом».

Свой мастер-класс в местном училище Линдеманн превратил в джазовый джем, где показал, что умеет играть что угодно – мейнстрим, боп и так далее. Также он хороший шоумен, любящий «движуху» – на открытии подговорил неких местных детей во время своего выступления пошуметь шумелками. Это тоже очень в духе современного джаза, который то и дело вспоминает свое веселое новоорлеанское происхождение.

Южноафриканский квартет под предводительством Абдуллы Ибрагима – противоположность канадцу не только географическая, но стилистическая, эмоциональная и так далее. Сам Ибрагим – фигура в джазовой истории любопытная, но подзабытая. «Легенда», написано в пресс-релизе. Да, что-то вроде того: был когда-то, в 60–70-е, некий юаровец с мусульманским именем и прозвищем – Dollar Brand, т.е. «значок доллара», которого сам Дюк Эллингтон откопал.

«Когда в ЮАР настали неспокойные времена, я уехал в Швейцарию,?– рассказал «НИ» г-н Ибрагим.?– Там мне посчастливилось познакомиться с Дюком Эллингтоном, который пригласил меня в Америку. Там-то я уже работал с Дюком, Арчи Шеппом и другими крутыми парнями».

Американский период (включая дуэтный альбом с упомянутым Шеппом) – действительно любопытный. Впоследствии Абдулла вернулся в ЮАР, стал выпускать альбомы – помимо прочего, на лейбле Enja, который славится своей медитатичной этникой и «неклассикой». Нечто подобное «Доллар» и привез в Сочи.

В начале концерта Ибрагим играл сольную импровизацию в духе Кита Джаррета, но без фантазии, смелости и драйва великого американского пианиста. Дальше квартет играл авторский модальный джаз с вкраплениями этники и попытками, как выразилась одна журналистка, «продемонстрировать классическое мышление». Программа звучала одно­образно, как единая композиция в стиле нью-эйдж. То есть полнейший релакс. Но публике именно такое и понравилось.

"