Posted 15 февраля 2015,, 21:00

Published 15 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:55

Updated 8 марта, 03:55

«Золотой медведь» уехал на такси

«Золотой медведь» уехал на такси

15 февраля 2015, 21:00
Вручая призы 65-го Берлинале, председатель жюри, американский режиссер Даррен Аронофски, сказал, что конкурсный отбор, по его мнению, был в этом году настолько сильным, что призов не хватило для всех фильмов, их заслуживающих.

Заявление было довольно неожиданным, особенно для международной прессы, которая не выражала сильных восторгов по поводу качества отбора и – особенно в первые дни фестиваля – уныло обменивалась унылыми впечатлениями.

Правда, ситуация изменилась начиная с середины фестиваля, а именно с показа фильма Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», озадачившего и взбудоражившего фестивальную публику, которая мало что в нем поняла, но с энтузиазмом заговорила о русской душе и восхитилась визуальной стороной картины. Эта сторона восхитила, к счастью, не только публику, но и жюри, вследствие чего оно вручило «Серебряного медведя» операторам фильма Евгению Привину и Сергею Михальчуку, что ознаменовало собой успех русско-украинского творческого сотрудничества.

Яркие эмоциональные впечатления следовали к концу фестиваля одно за другим (к сожалению, именно эти картины, о которых ниже речь, не потрясли фестивальное жюри). В любви и преданности кинематографу расписался в своем фильме китайский режиссер Цзянь Вэнь, о чем свидетельствует само его название, произошедшее от «Унесенных ветром», – «Унесенные пулями». В этом бурлескном, невероятно скоростном и энергичном фильме Цзянь Вэнь сам сыграл главную трагикомическую клоунскую роль, еще раз доказав, что в современном китайском кино нет актеров, равных ему, а в мировом его талант сравним с талантом Чаплина.

Бурю эмоций и самых противоречивых откликов вызвал фильм Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато», в котором знаменитый английский режиссер расписался в своей любви к русскому кинематографу. Вряд ли наши зрители смогут увидеть этот фильм на большом экране: его уже заранее объявили «вне закона» за «пощечину общественному вкусу» и надругательство над классиком советского кинематографа. На самом деле история пребывания Сергея Эйзенштейна в Мексике, по Гринуэю, – это история радости духа и плоти, освобождения от пут советского режима, история обретения себя. История Большой Любви, прекрасно, радостно, трогательно, весело и трагично сыгранная финским актером Элмером Бэком (Сергей Эйзенштейн) и мексиканским актером Луисом Альберти (Паломино Канедо).

Запомнилось замечательное исполнение роли девушки, которая поклялась быть девственницей для того, чтобы взять на себя роль мужчины-защитника семьи и быть свободной, но которая все же не смогла задавить в себе женское естество, албанской актрисой Альбой Рорвахер в фильме Лауры Биспури «Верная девственница». Казалось, что приз за главную женскую роль ей обеспечен. Однако жюри решило иначе и наградило актерскими призами английских актеров из фильма Эндрю Хэя «45 лет» – почтенных Шарлотту Ремплинг и Тома Кортни, сыгравших пожилую семейную пару, которая накануне празднования 45-летия своей свадьбы обнаружила, что брак был «браком».

В целом же список призов 65-го Берлинского кинофестиваля – это еще одно свидетельство того, что картина киномира меняется. Кинематографическая энергия смещается из традиционных центров (Франции, Италии, Испании и т.д.) к ранее менее важным кинотерриториям – прежде всего к Азии и Латинской Америке. В этом году в Берлине лидирует латиноамериканское кино. Из трех представленных в конкурсе фильмов, два из которых чилийские, а один гватемальский, призы получили все три.

Гран-при жюри достался картине чилийца Пабло Ларрайна «Клуб», рассказывающей о сосланных на отдаленный остров служителях католической церкви, обвиненных в гомосексуализме.

Специальный приз жюри (приз Альфреда Бауэра) был вручен гватемальскому «Вулкану» Хайро Бустаманте о юной девушке майя, открывающей для себя землю своих предков.

Приз за лучший сценарий получил документальный (что достаточно необычно) фильм классика чилийского кинематографа Патрисио Гусмана «Перламутровая пуговица», который соединяет воедино экологию, фантастику и политику – мрачные годы диктатуры и ее последствий.

Приз за лучшую режиссуру – жюри на этот раз, похоже, переборщило в своей щедрости, – получили два фильма, оба из Восточной Европы. Это румынский «Аферим» Раду Джуде и польская картина «Тело» Малгожаты Шумовска.

Что касается главного приза Берлинского кинофестиваля – «Золотого берлинского медведя», – его (достаточно предсказуемо) вручили скромному и трогательному фильму иранского режиссера Джафара Панахи «Такси». Как известно, Панахи находится под домашним арестом, что не мешает ему снимать с помощью верных друзей и родственников свои фильмы. Племянница Панахи, снимавшаяся в фильме, получая приз, не смогла сдержать слез, что окончательно всех растрогало.

Российское кино пользовалось спросом на кинорынке в Берлине

В рамках 65-го Берлинского международного кинофестиваля прошел Европейский кинорынок (European Film Market). Внимание к новому российскому кино как на самом смотре, так и на кинорынке было в этом году особенно высоким. Более 40 новинок отечественного кино и анимации были представлены на объединенном стенде Russian Cinema, который является главной площадкой по продвижению российского кино на мировых кинорынках. По итогам работы стенда лента Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», представленная в основном конкурсе Берлинале, получила приглашения от десятков различных кинофестивалей. Высокий интерес к картине проявили специалисты из США, Канады, Великобритании, Франции. Фильм Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои», показанный в программе «Панорама», был продан для проката на территории Польши, Греции, Кипра и в страны бывшей Югославии. Фильмом Эллы Манжеевой «Чайки» высокий интерес выразили кинематографисты Южной Кореи, Японии, Тайваня. Для кинотеатрального проката в Италии успешно продан новый фильм Алексея Федорченко «Ангелы Революции» по сценарию Дениса Осокина. Также «Ангелы революции» и фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» отправятся на один из кинофестивалей в Мексике. Кроме фильмов, участвующих в программах Берлинале, на стенде русского кино успешно шли переговоры о продажах и предпродажах и других новинок отечественного кинематографа. Например, обсуждалось участие на Каннском и Венецианском фестивалях фильма «Метаморфозис» авторов «Зимнего пути» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Кроме того, большим спросом по-прежнему пользуются ранние картины Андрея Звягинцева: заключен договор с сингапурскими авиалиниями на показ ретроспективы фильмов российского режиссера, что является беспрецедентным случаем.
Евгения АЛЕКСАНДРОВА
"