Posted 15 февраля 2012,, 20:00

Published 15 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:54

Updated 8 марта, 05:54

Шекспир строгого режима

Шекспир строгого режима

15 февраля 2012, 20:00
В грядущие выходные завершится 62-й Берлинский кинофестиваль. Как писали «Новые Известия», в программе одного из самых престижных киносмотров мира участвуют около четырехсот фильмов, среди которых «Табу» Мигеля Гомеса, «Всего лишь ветер» Бенедека Флигауфа, «Возвращение домой» Фредерика Видо и «Нокаут» Стивена Содерберг

Отчаявшись увидеть что-либо выдающееся в конкурсе Берлинского кинофестиваля, журналисты начали разъезжаться, а жюри критиков, в свою очередь, лепят «двойки» и «колы» (черные кресты) унылым фильмам, которые им приходится смотреть по роду профессии. В «черный список» попали испанские ленты «Детские игры» («Диктант» Антонио Чаварриаса) и «Пленница» модного филиппинского радикала Брильянте Мендозы, хотя именно на нее многие делали ставку. «Пленницу» не спасла даже Изабель Юппер, сыгравшая в фильме роль заложницы, которую группа террористов держит в джунглях почти год. Отметим, что режиссер был беспощаден по отношению к французской звезде, будто специально выбирая ракурсы и планы, делающие ее старой и некрасивой. Между тем в Берлине 58-летняя Изабель Юппер, представляя картину, выглядела моложавой и прекрасной.

В «середняках» затерялись картины «Метеора» Спироса Статулопулоса с красивыми видами и вялотекущей историей любви греческого монаха и русской монахини и «Сестра» Урсулы Мейер. «Сестра» как две капли воды похожа на десятки среднеевропейских фильмов о заброшенных подростках и беспутных матерях. Пожалуй, единственное, чем оригинален этот сюжет – тем, что вписан в красоты горнолыжного курорта. В лидеры критического рейтинга выбились «Барбара» Кристиана Петцольда – картина не выдающаяся, но хотя бы с внятным сюжетом и отчетливой актерской игрой (у главной героини Нины Хосс есть все шансы получить приз за лучшую женскую роль), и фильм Паоло и Витторио Тавиани «Цезарь должен умереть».

Фильм 80-летних братьев Тавиани – свидетельство того, что еще живо кино глубоких чувств и серьезных мыслей. Картина захватывает с первых кадров: заканчивается спектакль, на сцене актеры, которые его разыграли. Откуда общая радость, ликование, будто свершилось нечто большее, чем просто спектакль? В следующий момент «актеров» уводит охрана и запирает каждого из них в отдельной камере. Действие происходит в тюрьме строгого режима – заключенные ставят на сцене тюремного театра «Юлия Цезаря» Шекспира. Интересно, что в фильме Тавиани снимались настоящие заключенные – убийцы, насильники, наркодельцы, мафиози, – отсиживающие огромные сроки. Они вложили в свою игру такую силу, энергию и темперамент, какие достойны актеров шекспировского театра. Участие в спектакле – возможно, единственное (а для многих последнее) событие в их жизни. Борьба за власть, убийство Цезаря, предательство Брута – здесь театр и жизнь сливаются воедино. Текст Шекспира произносится заключенными в камерах, во сне, наяву, бесконечно повторяется, комментируется, они проживают вновь и вновь сцены спектакля, которые переплетаются с их собственной жизнью. «Только узнав, что такое искусство, я осознал по-настоящему, что такое тюрьма», – с горечью говорит исполнитель роли Цезаря в конце фильма.

С нетерпением гости фестиваля ждали премьеру американского фильма Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд», снятого российским продюсером Александром Роднянским. Картина из жизни американской глубинки конца 60-х годов прошлого века действительно очень американская. В ней не забыта, кажется, ни одна из острых проблем того времени. Это и конфликт отцов и детей (консервативные родители и хиппующая молодежь), и сексуальная революция (девушки-интеллектуалки читают перед ночными кострами стихи нагишом), и ветераны войны с ранами телесными и душевными, и протестные выступления… Картина снята в телевизионной эстетике, в общем, вполне качественно, с хорошим актерским составом – самим Торнтоном, Робертом Дювалем и Джоном Хертом.

"