Posted 15 февраля 2011,, 21:00

Published 15 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:37

Updated 8 марта, 06:37

Понедельник начинается: «В субботу»

Понедельник начинается: «В субботу»

15 февраля 2011, 21:00
На 61-м Берлинском кинофестивале состоялась мировая премьера картины Александра Миндадзе «В субботу». Во второй его режиссерской работе (после «Отрыва») речь вновь идет о катастрофе и поведении людей, которые ее переживают. На этот раз – это Чернобыль, который навсегда вошел в нашу генетическую память и который во мно

«Я задумал ее давно, долго работал над сценарием, – рассказал он на пресс-конференции. – Я не «катастрофист», меня интересует не авария сама по себе, а пограничность существования между жизнью и смертью, поведение людей в подобной ситуации».

Молодой инструктор горкома – один из немногих, кто рано узнает о случившейся катастрофе. Из бессвязных обрывков разговора начальства и тех, кто оказался на посту в момент взрыва, формируется страшное: «ядерный реактор», «Хиросима». Что бы делали нормальные люди в этой ситуации? Бежали бы «куда глаза глядят» подальше от страшного места, сообщив всем, кому только можно, чтобы все спасались – кто как может. Но это Советский Союз, и атом у нас «мирный», и вообще такого быть не может, потому что не может быть никогда. А главное – чтобы шито-крыто, чтобы никто ничего не узнал, пока не поступят указания из Кремля. Страх перед режимом оказывается сильнее простого человеческого биологического страха перед опасностью. А поскольку жить-то хочется, а сейчас особенно, поэтому выступает на первый план знаменитый русский авось. И маленький инструктор горкома (отличная работа Антона Шагина) после не такой уж энергичной попытки бежать «куда глаза глядят», зависает на свадьбе у приятеля, предварительно дав партийному начальству самую страшную клятву: «Партбилет положу, если проболтаюсь».

Понять все это до конца европейцам, у которых жизнь человека, не в пример, советским «нормам», всегда ценилась выше всего, конечно же невозможно. Только бывшие советские люди могут кожей ощутить весь трагизм и всю безвыходность ситуации, как всегда у русских, заканчивающуюся «пиром во время чумы».

«В этом смысле тема фильма чувствительна и для Европы, и для нас. Европейцы будут поражены тем, как может не цениться человеческая жизнь. Ну а для нас Чернобыль навсегда остался в памяти поколений, как страшное событие, сопутствующее нашей истории, нашей жизни. В нас генетически заложено чувство опасности, ты знаешь, что погибнешь, но жизнь именно в этот момент парадоксально расцветает всеми цветами».

На вопрос о том, где он был в момент чернобыльской катастрофы, Миндадзе ответил, что был он в этот момент в Минске, на крыше дома, на съемках фильма «Плюмбум», вместе с режиссером Вадимом Абдрашитовым и оператором Георгием Рербергом. «Нормально, дезактивировались красным вином и продолжали работать дальше». На вопрос о том, могло ли такое случиться в одной из европейских стран, например в Германии, Миндадзе ответил: «Конечно, это чисто российская история. Для европейца – какая в этот момент может быть девушка, тем более ее сломавшийся каблук или паспорт? Повторяю, мне интересна не сама авария, а человек в ситуации, в которой в той или иной степени мы находимся перманентно. Понимание человеком пограничности ситуации и невозможность уйти от жизни, которая становится все привлекательнее».

В «группу поддержки» Александра Миндадзе на гала-премьере помимо продюсеров (это совместное производство России, Украины и Германии) входили министр культуры Александр Авдеев и глава Фонда поддержки кинематографии Сергей Толстиков.

В картине можно, вероятно, копаться и находить какие-то недостатки, но привлекает она прежде всего серьезностью и глубиной подхода, отсутствием и намека на спекуляцию на теме. Это работа глубокого, серьезного, мощного художника, которому есть что сказать людям. Его поздний приход в режиссуру на самом деле очень важен, поскольку Миндадзе может выполнить важную для нашего кинематографа миссию – восстановить прерванную связь поколений, протянуть в сегодняшний день утраченную нить интеллектуального, ответственного, гражданского кино, традицию, которая тянется от лучших произведений советского/российского кинематографа.

При этом «папиным кино» «В субботу» не назовешь никак – это современное кино, снятое современным языком. Картина, которая является несомненным событием, требует конечно же специального и тщательного анализа, его невозможно сделать в коротком фестивальном репортаже.

Второй конкурсной картиной дня был режиссерский дебют британского актера Рейфа Файнса «Кориолан», сделанный с большим размахом, энергией и мощью, не частыми для первой работы, где Шекспир, перенесенный в наши дни, помогает автору высказаться о власти, о тоталитаризме, о свободе и диктатуре.

Премьера документального фильма о Михаиле Ходорковском немецкого режиссера русского происхождения Кирилла Туши вызвала, как и предполагалось, огромный ажиотаж. Были объявлены дополнительные сеансы, которые все равно не смогли вместить всех желающих посмотреть на то, как бывший комсомолец стал олигархом, а потом узником. Автор, побывавший с предыдущей картиной на кинофестивале в Ханты-Мансийске в 2006 году и давно и долго снимавший своего «Ходорковского», старался быть объективным, собирая различные мнения. В принципе смотреть картину интересно, ну а выводы каждый делает сам.

"