Posted 15 февраля 2009,, 21:00

Published 15 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:37

Updated 8 марта, 07:37

Не сладкая погоня

Не сладкая погоня

15 февраля 2009, 21:00
В субботу первый крупный кинофестиваль времен мирового финансового кризиса – Берлинский международный – назвал своих победителей. Однако, вопреки обыкновению, его программа на этом не закончилась. Вчера последовал «десерт» – победное шествие фильмов-победителей по экранам берлинских кинотеатров. Радоваться берлинцам ил

Главной проблемой Берлинского кинофестиваля стал отбор фильмов на этот фестиваль. Если режиссер снял просто хороший, даже очень хороший фильм о любви (разнополой), семье (счастливой), жизни (мирной), дорогу в Берлин нужно забыть. Навсегда. А вот если в фильме, даже не очень хорошем, столетняя бабушка из гуманных соображений спит с пятнадцатилетним подростком, зараженным СПИДом, который он подхватил от транссексуальной подружки-беженки (над ней во время какой-нибудь войны надругался командир, ставший в мирные времена главой мафии), тогда собирай чемоданы. Шанс есть.

Но все фестивали когда-либо заканчиваются. Как правило, заканчиваются очень похоже. Жюри берет себя в руки и выполняет поставленную перед ним цель. Всегда находится при любом, самом плохом, раскладе пара-тройка фильмов (как правило, из стран экзотических), которые заставят покачать головами самых критически настроенных зрителей – вот, мол, жюри, молодцы, элегантно расправились с этим конкурсом. Которые заставят забыть трудности просмотра до такой степени, чтобы ровно через год начать взволнованные сборы на следующий Берлинале. А он будет юбилейным и при амбициях его главы Дитера Косслика, переизбранного на новый срок, можно не сомневаться, пройдет с большой помпой.

В общем, жюри 59-го Берлинале во главе с несгибаемой Тилдой Суинтон разложило призовой пасьянс следующим образом. Козырной туз, то есть «Золотой Берлинский медведь» достался даме из Перу – режиссеру фильма «Молоко печали» Клаудии Льоса. Это ее вторая (после заметного дебюта под названием «Майденуза») картина, которую выпустила ее собственная компания. Сюжет фильма примерно соответствует вышеприведенному образцу. Во времена политической нестабильности в Перу мать героини изнасиловали террористы. Так Фауста и появилась на свет – рожденная насилием и вскормленная «молоком печали». Так она и живет на свете – в страхе и тоске, к тому же с картофелиной в причинном месте (!), пытаясь перевезти труп матери из городских трущоб в родную деревню. К счастью, картина, и правда, неплоха. С настроением. Не «евросоюзная». Самобытная. Снятая на родном испанском.

Гран-при, он же – «Серебряный медведь» (по статусу Гран-при в Берлине ниже «Золотого медведя») был поделен. Один из них также достался женщине – немке Марен Аде (как и Клаудиа Льоса, она продюсер, и это ее вторая работа) за фильм «Все остальные». Картина яркая, свежая (современная жизнь, современные молодые люди), еще раз продемонстрировавшая, что немецкое кино очнулось после многолетней спячки. Приз за лучшую женскую роль достался Баргит Минихмайр, сыгравшей в этом фильме девушку Гитти, чья вера в ее возлюбленного претерпевает серьезную проверку на прочность.

Кстати, присутствие решительных женщин-режиссеров в конкурсе Берлинале было весьма заметным. Помимо двух вышеупомянутых, это американка Ребекка Миллер (дочка драматурга Артура Миллера и супруга актера Дэниэла Дэй-Льюиса), которая поставила «Частные жизни Пиппы Ли» (с Робин Райт-Пенн, супругой Шона Пенна и незабываемой Келли из «Санта-Барбары») – о нелегкой судьбе жены и матери. Это датчанка Аннетте Олесен, автор брутальной картины с лесбийским оттенком «Маленький солдат». И наконец, англичанка Салли Поттер («Ярость»), которая могла бы и обидеться на свою актрису Тилду Суинтон («Орландо»), не давшую ей приза. Впрочем, картина Салли Поттер – чистый художественный эксперимент (интервью по поводу шоу-бизнеса, якобы снятое неким блоггером на его мобильный телефон), который как-то не вписывается в рамки Берлинале.

Вторым обладателем Гран-при стал «Гигант» аргентинца Адриана Беньеза об охраннике супермаркета, влюбившемся в уборщицу.

Лучшим актером назван Малиан Сотигуи Куяте из «Лондонской реки» француза Рашида Бушареба. Это явный поклон в сторону политкорректного «евросоюзного» кино (террористы-исламисты в Лондоне, неприязнь и недоверие, переходящие постепенно во взаимопонимание и уважение между арабом Усманом (Куяте) и консервативной англичанкой миссис Соммерс в исполнении очень подходящей для этой роли Бренды Блетин).

Приз за лучшую режиссуру иранцу Асгару Фархади за фильм «Про Элли» пусть останется на совести госпожи Суинтон. Попытка сделать нечто вроде триллера (Кто такая Элли? Кто ее пригласил на дружеский уик-энд? Утонула или сбежала?) на иранском материале оказалась мутной, путаной, бестолковой.

Классику Анджею Вайде за его «Сладкую погоню» достался лишь утешительный (и то почему-то пополам с тем же «Гигантом») приз Альфреда Бауэра. Это все, чем было отмечено восточноевропейское кино, когда-то очень сильно влиявшее на бывший Западноберлинский, ныне просто Берлинский кинофестиваль. Не говоря уже о кино русском. Его присутствие в виде конкурсной короткометражки Александра Караваева «Девять пролетов вместе», фильмов «Россия-88» Павла Бардина (программа «Панорама»), «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова («Форум»), анимационный «Майма долгожданный» Инги Коржневой и короткометражная «Улыбка Будды» Баира Дышенова (оба в программе «Поколение») не было отмечено никак.

"