Posted 15 февраля 2006,, 21:00

Published 15 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Чаепитие за стеклом

Чаепитие за стеклом

15 февраля 2006, 21:00
В Театре киноактера состоялась премьера спектакля «Кабаре «За стеклом» Андрея Максимова. Из уважения к ведущему «Ночного полета» и «Дежурного по стране» об этом спектакле следовало бы деликатно промолчать. Но уважаемый интервьюер и так обижается: почему журналисты либо молчат, либо издеваются над его постановками? Поэт

Андрей Максимов в качестве драматурга и режиссера создал уже более пятнадцати спектаклей. Его постановки появляются в Театре им. Ермоловой, театре «Модернъ», в филиале Театра им. Маяковского, в «Театре на Покровке» у Сергея Арцибашева. Свои пьесы («Рамки приличий», «День рождения Синей бороды», «Последние страницы из дневника женщины» и др.) Андрей Максимов ставит сам. Он не скрывает, что однажды в качестве эксперимента разослал свою пьесу руководителям известных московских театров, надеясь, что кто-нибудь ответит хотя бы из приличия, но никто не ответил. Любой другой драматург на месте Максимова наверняка бы отчаялся, но телеведущий силен духом и продолжает творить. Его не остановило даже мнение Иосифа Райхельгауза, который открыто назвал Максимова «бездарным драматургом и режиссером». Новый спектакль Максимова «Кабаре «За стеклом» справедливость мнения Райхельгауза не оспорил.

Читавшие афишу на сайте Театральной Экспериментальной Антрепризы были предуведомлены о том, что им покажут «трагикомический мюзикл с элементами детектива» и это действо навсегда развенчает в их глазах «пошлые и циничные» телевизионные реалити-шоу. Однако зрители на премьере увидели вместо мюзикла – набор танцевальных номеров, вместо трагикомедии – патетику и шуточки на телесные темы, а вместо обличения безвкусицы – ее же в гипертрофированном варианте: с бантиками, рюшечками, раздвиганием ног и обнажением тел. Сюжет незатейливый: продюсер набирает четырех танцовщиц и одного танцора якобы для постановки мюзикла. Они безвылазно живут на репетиционной базе, сплетничают, ссорятся, целуются, моются в душе за прозрачной перегородкой, а потом с негодованием обнаруживают, что все это время их показывали по телевизору в реалити-шоу. В финале подводятся назидательные итоги: у одной героини от стыда за дочь умерла старушка мать, у другой дочка превратилась в фанатку реалити-шоу, у третьей отбили бойфренда и т.д. Общая тема «Кабаре» заимствована у Ануя, как и многие сюжетные ходы и монологи. О том, что шоу должно продолжаться, даже если у вас умерла мать, а вы сами на грани самоубийства, сказала еще Мадам Ортанс в нестареющем «Оркестре».

В спектакле Максимова на фоне ярких оранжевых декораций актеры отплясывают сексуальные танцы в стиле Боба Фосса. Однако даже яркая хореография Александра Ермакова не может скрыть явных просчетов любительской режиссуры. Есть в спектакле несколько «удивительных» режиссерских находок: если кому-то из героев нужно уйти, он громко объявляет, что идет пить чай (и правда, зачем мучится, изобретая плавные переходы?), а если Максимову требуется поведать о мыслях персонажа – он включает фонограмму. Запоминаются глубокомысленные афоризмы: «мужик как таракан: везде щель найдет», «любовь зла, а козлы этим пользуются». Хотя злые языки и здесь узнают остроты из Интернета.



Андрей МАКСИМОВ
«У меня нет неудач»


За двадцать минут до премьеры шоу «Кабаре «За стеклом»», состоявшейся во вторник в Театре киноактера, Андрей Максимов, автор пьесы и режиссер спектакля, дал небольшое интервью «НИ».

– Почему вы решили выступить против реалити-шоу? Чем они вам не угодили?
– Я вам расскажу, как на духу, как все это возникло. Ася Коренева, продюсер спектакля, мне сказала: есть такие-то артисты, есть столько-то танцев, надо написать пьесу про реалити-шоу и получишь такой-то гонорар. Все! На самом деле, я не считаю эту тему очень важной. Кроме того, мы не делали спектакль про реалити-шоу. Мы делали спектакль, где реалити-шоу – это некий фон для разговора о том, что с нами стало, почему в XXI век мы вошли с такими странными понятиями о любви, о верности, о нежности. А дальше начался пиар этого проекта, появился сайт «Мы против реалити-шоу», к которому я не имею никакого отношения.
– Вы закончили факультет журналистики МГУ. Режиссуре и драматургии никогда профессионально не обучались. Почему решили заняться театром?
– Я учился в Бельгии на театральных курсах, где познавал азы этой профессии. Проходил с Юрским целиком спектакль в качестве его помощника… Я занялся театром гораздо раньше, чем телевидением. Потому что невероятно люблю этот вид искусства. Сначала я начал писать пьесы, потом, обнаглев, стал ставить спектакли. Мне кажется, что сам по себе момент того, что зрители начинают сочувствовать незнакомым людям, чрезвычайно важен. Такого больше нет ни в одном искусстве!
– Как вы переживаете театральные неудачи?
– У меня нет неудач! Я не считаю, что это неудачи. Мнение критиков я никак не переживаю. Я отношусь к этому спокойно, иронично, без печали. Мне гораздо важнее, если мне мой семилетний сын скажет, что ему было скучно. Это будет для меня ужасно!

"