Posted 15 февраля 2004,, 21:00

Published 15 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Гамлет в кимоно

Гамлет в кимоно

15 февраля 2004, 21:00
В Центре Мейерхольда с 19 по 22 февраля пройдут гастроли театра «Кияма». Японцы привезли в российскую столицу комедию «Гамлет Канадэхон» по пьесе Харуэ Цуцуми.

Последнее время Москва стала местом настоящего паломничества японских театров. На Пятый Чеховский фестиваль приехали старейший японский театр «Но» и знаменитый театр «Кабуки» с самым известным японским актером Накамуро Гандзиро III, который в свои 75 лет превосходно играл семнадцатилетнюю гейшу. «Самым русским» японским режиссером наши критики окрестили Тадаши Сузуки, который летом показал Москве свою версию «Сирано де Бержерака», а сейчас собирается ставить во МХАТе им. Чехова шекспировского «Короля Лира».

В этот раз на гастроли в Москву приезжает театральная компания «Кияма». Она привозит спектакль «Гамлет Канадэхон» по пьесе японского драматурга Цуцуми Харуэ.

Японцы справедливо гордятся, что библиотека японских пьес включает в себя больше названий, чем любая театральная библиотека мира. И зрители в Японии предпочитают знакомые многочасовые сюжеты любым ухищрениям европейских знаменитостей. Спектакль режиссера Суэки Тосифуми рассказывает о том, как в конце ХIX века в японском театре по настоянию богатого спонсора решают поставить самую известную пьесу мирового репертуара – «Гамлета» Шекспира. Труппа, воспитанная на репертуаре «Кабуки», всячески противится постановке и клянется именем великого японского драматурга Мондзаэмона не допустить английского варвара на японскую сцену. В день генеральной репетиции актеры по-самурайски закручивают узел на макушке, стучат в японские барабаны тайко, а исполнитель роли Призрака выходит в белом кимоно для харакири.

Саботаж прекратился только тогда, когда актеры вдруг обнаружили в истории о гибели и мести Датского принца сходство со знаменитым историческим бестселлером «Канадэхон Чашингура». Любому японцу прекрасно известна сага о мести 47 самураев за бесчестье своего господина. По предварительному сговору они долгие годы делают вид, что забыли о правилах самурайской чести, погрузившись в попойки и посещения борделей. Годами выжидая, они ищут удобный момент, наказывают преступника, а потом, согласно кодексу, совершают ритуальное самоубийство. Их могила становится местом священного паломничества, а подвиг укрепляет сердца юношей. Как только актеры понимают, что Шекспир писал о датских самураях, они обретают почву под ногами.

«Гамлет Канадэхон» – комедия, где смешно, увлекательно и на хорошем театральном языке рассказывается об одной из самых серьезных проблем сегодняшнего мира: о поисках взаимопонимания и диалоге культур.

"