Posted 15 февраля 2004,, 21:00

Published 15 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

НЕМЦЫ ВЗЯЛИ БЕРЛИН

НЕМЦЫ ВЗЯЛИ БЕРЛИН

15 февраля 2004, 21:00
В эти выходные закрылся 54-й Берлинский кинофестиваль. Решение жюри – одно из самых рациональных за последние много лет: наконец-то предпочли хорошее кино социальному высказыванию. «Золотой медведь» достался немецкой картине Фатиха Акина «Головой об стену». Он же получил и приз ФИПРЕССИ (ассоциации международной кинопр

Фильм немца турецкого происхождения Фатиха Акина «Головой об стену» был, действительно, лучшим, если не сказать единственным хорошим фильмом конкурса Берлинале-2004. Об стену на большой скорости в автомобиле в начале картины бьется ее главный герой Чаит – сорокалетний рокер, пребывающий в депрессии. Турчанка Сибель имитирует самоубийство, чтобы вырваться из собственной семьи. Сибель уговорит Чаита на ней фиктивно жениться. Но когда Чаит наконец поймет, что фиктивное семейное счастье становится для него счастьем реальным, он совершит непреднамеренное убийство и окажется в тюрьме. Что дальше – рассказывать не стану, поскольку уверена, что фильм непременно будет куплен для российского проката и уж точно будет показан в рамках ММКФ.

Замечательная актриса Френсис МакДорманд, жена Джоэла Коэна, оказалась самой решительной из всех председателей жюри многих фестивалей последних лет. В решении вверенного ей жюри нет никаких компромиссов, никакой политической корретности и никаких поощрений за выслугу лет. Ни 83-летний классик французской новой волны Эрик Ромер, ни 68-летний грек Тео Ангелопулос, ни 70-летний ирландец Джон Бурман, ни 62-летний испанец Мануэль Гутиеррес Арагон, ни даже 67-летний британец Кен Лоуч, за фильмы которого сражаются все крупнейшие фестивали, лишь только режиссер выйдет на съемочную площадку, не получили ничего. Кино – дело молодых. И программа Берлинале наглядно доказала расхожую мысль о том, что дееспособность режиссера заканчивается в 40 лет. Исключений из этого печального правила на нынешнем фестивале не нашлось.

Самому старшему из призеров Берлинале 2004 – Ким Ки Дуку – 43 года. Но даже этот радикальный кореец уже не в лучшей творческой форме. Что, впрочем, не удивительно, потому что, когда штампуешь по четыре фильма в год, задумываться о качестве не приходится. Впрочем, его «Самаритянка» хоть и халтура, но ее все равно не стыдно показывать на таких форумах. Фильм рассказывает историю двух подружек-школьниц, одна из которых проститутка. Однажды с ней хотели разобраться органы правосудия, и девушка сиганула из окна. Вторая же взяла деньги, заработанные умершей, стала обзванивать ее клиентов, спать с ними и полученные той гонорары возвращать. Но, узнав о неправедном поведении дочери, отец девушки выслеживает педофилов и с ними жестоко расправляется. Впрочем, только одного разъяренный папаша стукнет кирпичом по голове. Больше никаких свойственных Ким Ки Дуку изощренных членовредительств, вроде выдергивания внутренних органов рыболовными крючками или удара острым карандашом в глаз, в «Самаритянке» нет. С каждым фильмом кореец становится все менее кровожадным, но все более вялым. А «режиссерский» «Медведь» достался Ким Ки Дуку в условиях отсутствия конкуренции.

А вот казавшаяся вне конкуренции Шарлиз Терон, получившая за главную роль в «Монстре» «Золотой глобус» и номинированная на «Оскар», разделила своего «актерского» «Медведя» с Каталиной Сандрино Морено, 17-летней колумбийкой из фильма «Мария, преисполненная благодати» о девушке, которая, потеряв работу, вынуждена стать наркокурьером и возить в собственном желудке пакетики с героином. При этом Мария беременна, и потому однажды, находясь на грани провала, она счастливо избегает просвечивания рентгеном.

«Медведь» за мужскую роль достался Даниэлю Хендлеру за «Потерянные объятия» (эта же картина получила и Гран-при жюри) – историю аргентинского юноши, который хочет получить польское гражданство. Его предки – польские евреи, уехавшие из Польши от геноцида. Зал умирал от смеха, когда главный герой, сдавая фотографии на паспорт и коверкая фамилии, объясняет консулу, как он любит папу римского и Леха Валенсу и ценит польскую культуру – «мне нравится Романа Полянский, несмотря на все эти истории с девочками» (как известно, Роман Полянский сбежал из Польши во Францию, а затем в Америку, где и влип в историю с несовершеннолетней проституткой, за что ему до сих пор грозит тюремное заключение).

Во время объявления призов критики только единожды выразили свое недовольство – по поводу приза за лучшую музыку, который достался итальянскому фильму «Первая любовь» Маттео Гарроне. Музыка в фильме вполне нормальная, зато сам фильм настолько плох, что сам факт награждения его чем-либо и стал причиной возмущения кинопрессы.

К сожалению, подобного качества фильмов в конкурсе этого года было немало, и поначалу казалось, что жюри сложит с себя полномочия и откажется от распределения призов. Но несколько последних дней раскрасили тусклую берлинскую картину, и все случилось как нельзя лучше. Фрэнсис МакДорманд нарушила и самую крепкую традицию Берлинале, отдав главную награду не социальным высказываниям, а отличному фильму, в котором проблемы эмигрантов, самоубийц, больных, заключенных, наркоманов становятся фоном к внятной, проникновенной, сложной истории любви двух абсолютно несовместимых, как кажется, людей. Может быть, не случайно церемония закрытия выпала на День Святого Валентина.

"