Posted 15 января 2008,, 21:00

Published 15 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 02:11

Updated 8 марта, 02:11

Актер Дмитрий Харатьян: «Успехи мне голову не кружат»

Актер Дмитрий Харатьян: «Успехи мне голову не кружат»

15 января 2008, 21:00
В жизни Дмитрия ХАРАТЬЯНА мало событий не бывает. Он может работать в десятке проектов сразу – это и киносъемки, и спектакли, и театральные антрепризы. Недавно актер стал одним из самых узнаваемых в новом проекте Евгения Евтушенко – в рок-опере «Идут белые снеги», где в антракте с ним и пообщалась Веста Боровикова.

– Вы помните, как произошло ваше знакомство с творчеством Евгения Евтушенко?

– В детстве у нас дома была его книга «Братская ГЭС», которую очень любила мама, поклонница его поэзии, и которую я тоже читал. Но впервые я встретился с музыкальной аранжировкой стихов Евгения Александровича только в фильме «Ирония судьбы» в 1975 году. Это была песня на его стихи, посвященные Белле Ахмадулиной, «Со мною вот что происходит». А личное мое знакомство с Евгением Александровичем началось с его знакомства… с моей женой. Это было в 1991 году на киностудии «Мосфильм». Он увидел Марину, тогда еще мою невесту, и предложил ей сняться в его фильме. И Марина пробовалась у него на «Похоронах Сталина». В картине она не снялась, но знакомство наше состоялось. А в начале прошлого года мне позвонили организаторы рок-оперы и предложили рассмотреть возможность участия в ней. Я послушал запись 25-летней давности, мне она очень понравилась, и состоялась историческая встреча с Евгением Александровичем в Переделкино, на его даче. Мы провели вместе несколько часов. Евгений Александрович рассказывал мне много о рок-опере, прочел свою «Поэму о пятом битле», отдав дань моему юношескому увлечению этой культовой рок-группой, говорил о своих впечатлениях сегодняшнего дня, провел для меня экскурсию по дому, полному экспонатов, представляющих культурно-историческую ценность для всего человечества, как и он сам. Итогом нашей встречи стала премьера в «Олимпийском».

– …на которой вы просто потрясли всех своим вокальным талантом.

– Да ладно! Вы просто не следите за моим творчеством. На самом деле я пою с шести лет. И песня привела меня в кинематограф, чтобы вы знали. В 75-м году, который вообще был знаковым в моей жизни, я впервые пришел на киностудию «Мосфильм», и пришел туда, прошу заметить, с гитарой через плечо. В первом фильме, где я участвовал, я пел песни и аккомпанировал на гитаре. Это был фильм «Розыгрыш» Владимира Меньшова. И дальше в моей карьере песня всегда сопровождала меня как артиста, просто не стала моей профессией. В последние годы начали сбываться мои юношеские мечты. Я начинаю играть в музыкальных спектаклях. В мюзикле «Веселые ребята» режиссера Виктора Крамера, в проекте Ирины Апексимовой, который идет на сцене уже два года, я играю Костю Потехина и пою много песен Исаака и Максима Дунаевских. В музыкальном спектакле «Ханума» я тоже пою. Кроме этого, у меня достаточно обширная концертная деятельность с развернутым репертуаром – от бардовской песни до роковых вещей. Мои музыкальные пристрастия располагаются в очень широком спектре – от «Биттлз» и Макаревича до Окуджавы, Визбора и Олега Митяева, моего ближайшего товарища. Насколько я состоятелен в том или ином проявлении, это уже не мне судить. В рок-опере у меня была возможность проявиться и в простой лирической песенке, посвященной Булату Окуджаве, и в достаточно агрессивном по манере исполнения дуэте «Запах меда».

– Приношу извинение за невежество, но я, как и большинство зрителей, все-таки связываю ваше творчество с кинематографом…

– А разве вы не помните, как в «Гардемаринах» я пою песню «Не вешать нос, гардемарины»? В «Олимпийском» просто было некое проявление всего того, что я накопил за три десятка лет исполнительства в музыкальном жанре. Я просто не делаю на это ставку. Не выпускаю дисков, не снимаю клипов, не позиционирую себя как певец. Поэтому есть эффект неожиданности, чему я рад. Мое участие в рок-опере, конечно, невелико, я спел всего три песни, но для меня оно очень важно. Именно эти темы. Окуджава вообще меня сформировал как личность, для меня это святое имя. Тема детства для меня тоже свята, потому что я отчетливо понимаю, что все, что я делаю в жизни, имеет корни в детстве. Я многим обязан своему детству. Считаю, что взрослым полезно почаще возвращаться в свои детские ощущения. Что касается кино, то могу перечислить вам сразу девять названий фильмов, которые выйдут в 2008 году. Это римейк «Розыгрыша», снятый на студии Павла Лунгина. «Возвращение мушкетеров» Юнгвальда-Хилькевича, где я играю Людовика XIV, вошедшего в историю как Король-Солнце, и пою королевский рэп. Третьим фильмом будет «Тяжелый песок» по Рыбакову, где я играю летчика Соколова, одного из первых героев Советского Союза. Фильм-дебют Татьяны Догилевой «Лера». Многосерийный фильм «Иго любви» Дмитрия Астрахана о российском театре ХIХ века, где я играю героя-любовника, театрального актера. Фильм «Дополнительное время» о Валерии Харламове. Две мелодрамы – «Каникулы любви», «А я люблю женатого» и картина «Встречная полоса», где я играю инспектора ГАИ, а моим «папой» в ней будет Сергей Никоненко.

– А театральные премьеры?

– У меня состоялась историческая встреча с Алексеем Рыбниковым, и он предложил мне сыграть Хоакина в его опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», премьера которой планируется в середине апреля. Я в юности мечтал сыграть в этом легендарном ленкомовском спектакле.

– Видите, как все не случайно.

– Я давно понял, что случайностей нет. Ничего не бывает случайным в этой жизни. Сбываются все мечты, если ты идешь к ним. Но не сразу. Нужно накопить опыт. Все должно развиваться поступательно и без спешки, как смена времен года в природе. Катаклизмы чреваты тяжелыми последствиями. Возвращаясь к вашему вопросу, еще добавлю «Хануму», о которой я уже говорил, и «Счастливчика Смита» по Рэю Куни.

– Это продолжение его «Слишком женатого таксиста»?

– Да. Это антреприза, которую поставил Алексей Терющенко. Она идет в Театре киноактера и в театре ЦДКЖ. Он, кроме режиссуры, еще и очень талантливый актер, закончил Щукинское.

– Кстати, в одних источниках пишут, что вы закончили именно этот вуз, в других – что Щепкинское.

– Это все тоже не случайно. Я дважды стучался в двери Щукинского, и оба раза напрасно. А затем легко вошел в двери Щепкинского, которые с удовольствием распахнулись мне навстречу. Как правило, если ты упорно куда-то стучишься без ответа, то это просто не твоя дверь. Надо уметь слышать знаки и звуки судьбы.

– Сейчас, когда судьба осуществила многие ваши мечты, вам есть о чем мечтать еще?

– Ну, что вы, у меня еще мечт много! Я мечтаю женить сына и вырастить дочку. Мечтаю увидеть их реализованными, состоявшимися, здоровыми, счастливыми. Вообще теперешние мои мечты касаются друзей и близких. Хочу видеть их развитие.

– А о себе уже не мечтаете?

– А у меня все идет своим чередом. Я благодарен судьбе. Я не ждал и не жду быстрого исполнения всего желаемого. Быстро приходящее быстро и уходит. Все должно идти, как в природе, – вовремя и не торопясь. Мне нравится и мое время. Это возраст, когда я уже не так переживаю из-за неудач, потому что они куда больше удач стимулируют профессиональный рост. Мне не кружат голову и успехи. Пришла фаза собирания камней. Это счастливая пора, поскольку возраст позволяет работать в полную силу и накоплен опыт, чтобы суметь делать то, что считаешь нужным. Главное – чтобы хватило здоровья и желания.

– Обычно, когда есть все, возникают проблемы именно с последним.

– Эти периоды тоже нужны.

– Зачем?

– Для сравнения. Для накопления сил. Для контраста. Апатия – это нормально. Главное – потом находить в себе силы встать на ноги и идти дальше. Депрессии абсолютно необходимы. Их не надо бояться. Чем больше человек тратится, тем чаще возникают периоды релаксации. Организму надо восстановиться. Депрессия – это инстинкт самосохранения. Когда зашкаливают все функции, организм уходит в «спящий режим», в «режим ожидания».

– А что вы ждете от нового, наступившего года?

– Это мой год, Год Крысы. Думаю, и мне, и всей стране этот год принесет много радостей и новых свершений. Я надеюсь, что все мы идем по правильному пути. Я говорю не в политическом смысле, а в ощущении того, что в нашей стране наблюдается некая стабильность и улучшение ситуации. Не все, конечно, благостно и гладко, но, по крайней мере, надежда на улучшение очевидна. Я же лично желаю всем нам здоровья, счастья, успехов, добра, процветания, радости, мира и любви.

СПРАВКА

Актер Дмитрий ХАРАТЬЯН родился 21 января 1960 года в городе Алмалык (Узбекистан). Вскоре его родители переехали в Липецк, а в 1963 году – в подмосковный город Красногорск, где артист живет до сих пор. В 1977 году дебютировал в кино – и сразу в главной роли – в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш». В 1982 году окончил театральное училище имени Щепкина. После училища продолжал сниматься в кино. В 1984–1986 годах проходил срочную службу в одной из пожарных частей Москвы. Оглушительную популярность ему принесло участие в фильме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» (1987). Фильмография актера насчитывает более 40 картин. Среди них «Зеленый фургон» (1983), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989), «Черный квадрат» (1992), «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), «Кризис среднего возраста» (1997), «Каменская» (2000) и другие. Только в 2007 году с его участием вышли фильмы «Аврора», «Тяжелый песок», «Встречная полоса», «Лера». Сейчас снимается в «Возвращении мушкетеров», где играет Людовика XIV. Президент кинофестиваля «Подмосковные вечера». С середины 90-х годов регулярно участвует в антрепризах на различных театральных площадках. Народный артист России (2007). Женат, воспитывает сына и дочь. Сын Ваня (1998 г.р.) уже успел сняться в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» (2006).

"