Posted 15 января 2007,, 21:00

Published 15 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:59

Updated 8 марта, 08:59

«Дипломатический» концерт

«Дипломатический» концерт

15 января 2007, 21:00
Главный дирижер Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов встретил Старый Новый год в Москве, исполнив вместе с симфоническим оркестром и хором Большого театра сочинения Мусоргского и Прокофьева. Маэстро приехал в столицу после долгого перерыва. Его выступление с оркестром Большого выглядело как знак примирения ме

После внезапной отмены визита Темирканова в декабре (он должен был выступить с оркестром питерской филармонии в абонементном цикле Дениса Мацуева, но не приехал из-за болезни) московские меломаны стучали по дереву, говоря о предстоящем январском концерте. Их опасения были вполне понятны: выступления этого дирижера в Москве можно пересчитать по пальцам. Успевая сыграть во всех столицах мира, прославленный маэстро, руководящий симфоническим оркестром в Санкт-Петербурге и параллельно выполняющий обязанности главного приглашенного дирижера оркестра Датского радио, приглашенного дирижера Лондонского Королевского оркестра, оркестров Филадельфии, Берлина, Вены и еще многих городов, не очень-то жалует Первопрестольную. Сейчас уже никто не помнит, чем вызвана нелюбовь маэстро к Москве: традиционным соперничеством между двумя столицами или тем, что Юрий Хатуевич раньше был худруком Мариинки (тогда еще Кировского театра), который считается конкурентом Большого. Ясно одно: Темирканов в отличие от Гергиева никогда не стремился завоевать или покорить столицу. Исправить эту ситуацию взялась администрация Большого театра, пригласившая Темирканова продирижировать своим оркестром на нейтральной территории, в консерваторском зале. Присутствие на концерте музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра Александра Ведерникова подчеркивало важность этого дипломатического шага.

Программа концерта состояла только из шедевров: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» и «Песни и пляски смерти» Мусоргского для затравки в первом отделении и во втором – музыка Прокофьева к кинофильму Эйзенштейна «Иван Грозный», после смерти композитора переделанная в ораторию для хора, оркестра и чтеца. Темирканов не раз исполнял это сочинение и относится к нему с особым пиететом. Как, собственно, и ко всему, что связано с Прокофьевым (маэстро в детстве видел композитора и разговаривал с ним, когда тот останавливался в доме его родных).

Первое и второе отделения получились неравнозначными. Самой слабой частью концерта стали «Песни и пляски смерти». В четырех песнях, рисующих ужасы смерти на поле битвы, солировал бас Михаил Казаков. Этого певца считают восходящей звездой Большого театра, прошлым летом он покорил лондонскую публику, блестяще спев во время гастролей Бориса Годунова в одноименной опере. У Казакова красивый голос, но чтобы спеть Смерть, этого мало. Нужен трагизм, жесткость и харизматичность, которых молодому певцу пока не хватает. Смерть получилась у Казакова нежной, задумчивой и лиричной. Примерно также играл Смерть Брэд Питт в голливудском фильме «Знакомьтесь, Джо Блэк». Естественно, она не внушала задуманного Мусоргским ужаса.

Зато оратория «Иоанн Грозный» полностью оправдала ожидания. Музыка, наполненная мощной энергетикой, как будто перенесла слушателей во времена царствования Иоанна. Дирижер передавал тончайшие оттенки композиторской мысли, создавая вместе с оркестром одну предельно выразительную картину за другой. Музыка, отделенная от визуального киноряда, была наполнена драйвом и звучала на редкость современно. А повторяющаяся тема опричников: «Жги, жги, жги…» казалась древним языческим заклинанием.

Во время пресс-брифинга Темирканов восхищался оркестром Большого театра. Остается надеяться, что после этого концерта маэстро будет чаще выступать в Москве.

"