Posted 14 декабря 2014,, 21:00

Published 14 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:08

Updated 8 марта, 04:08

О чем думает дебютант

О чем думает дебютант

14 декабря 2014, 21:00
В конце минувшей недели жюри премии «Дебют», в составе которого Павел Басинский, Юрий Буйда, Александр Кабанов, Владимир Новиков и Ярослава Пулинович, объявило победителей главного конкурса для молодых авторов за 2014 год. Победители получили почетные статуэтки и денежный приз – по 1?млн. рублей в каждой номинации. Впе

Лауреатом в номинации «Малая проза», которую объявляли первой, стал Михаил (Моше) Шанин из Северодвинска. Победителя наградил Юрий Буйда. «Если роман апеллирует к терпению, то рассказ апеллирует к умению автора в немногом выразить многое», – отметил писатель и вручил первую «птичку» – бессменную статуэтку «Дебюта».

Приз в номинации «Поэзия» получила Анастасия Афанасьева из Харькова, которую, по словам награждавшего ее поэта Александра Кабанова, можно назвать уже не дебютантом, а сложившимся автором с готовым сборником стихов. Своими «литературными учителями» поэтесса Афанасьева называет Марину Цветаеву, Ольгу Седакову и Елену Шварц: грани их влияния действительно чувствуются в хорошей женской поэзии Афанасьевой, по-настоящему литературной, которую надо читать и перечитывать, а не слушать со сцен клубов под музыкальный аккомпанемент – такая форма жизни практически всей женской поэзии теперь необычайно популярна.

Победителя в номинации «Драматургия» называла молодой драматург Ярослава Пулинович, которая несколько лет назад сама стояла на месте нынешних претендентов и получала свой приз. «Я, в отличие от остальных, знаю, о чем думают ребята, они думают: ну говори уже быстрее, кто победил», – пошутила Пулинович и вручила почетную статуэтку Ирине Васьковской из Екатеринбурга – колыбели «новой драмы» – за пьесу-антиутопию «Галатея Собакина». На прошедшем осенью фестивале молодой драматургии «Любимовка» Васьковская засветилась с пьесой «Девушки в любви». Ее имя уже известно театральной общественности столицы и не только, ее пьесами интересуются режиссеры, но главное, что хочется выделить в пьесах Васьковской, это опять же их самобытную литературность, и особенно – живость языка и легкий бытовой юмор. Сама лауреатка в своей речи отметила, что получить премию, конечно, радость, но еще большая радость, которой хотелось бы пожелать всем, – это радость литературного творчества.

«Наша номинация называется «Эссеистика», это слово сравнительно новое. В кулуарах литературных редакций тех, кто умеет писать, называли эссеистами, а тем, кто не умеет писать, говорили «ваша статья слишком академична», – рассказал Владимир Новиков, литературный критик, которому было поручено определить победителя в этой номинации. Премию за сборник «Отвоевывать пространство» получил Арслан Хасавов из Чеченской Республики. Жюри обратило внимание на смелый публицистический пафос автора, а сам автор многозначно отметил, что за каждое слово в своем сборнике он так или иначе заплатил.

Последней номинацией, самой солидной, стала «Крупная проза», победителя (а точнее, победителей) которой называл председатель жюри Павел Басинский. После долгих споров жюри решило поделить премию между Максимом Матковским из Киева (роман «Попугай в медвежьей берлоге») и Павлом Токаренко из Хайфы, Израиль (роман «Гвоздь»). «Я победил в еще одной битве – битве за сохранение для себя родного языка», – сказал в благодарственной речи Павел Токаренко, который уже много лет не живет в России. В этой ремарке – одно из важных предназначений как премии «Дебют», так и всех литературных премий: они существуют для того, чтобы «держать на плаву» русскую словесность.

Сейчас, во времена увлечения синтезом искусств, когда пьесы пишут специально для фестивальных площадок, стихи поют, из романов делают перформансы, важно видеть в том или ином виде искусства его классическое предназначение. Поэзию надо читать, кино – смотреть, музыку – слушать, а нам порой надо об этом напоминать. При этом хочется сказать, что лауреаты «Дебюта» достойно выдержат критику тех, кто может обвинить их в «пыльной классичности» или «несовременности». В чистой литературе, искусстве, которое в силу разных причин отошло на второй план, они как раз современны, и за это упорство «в наш век изнеженный» продолжать традицию хочется их еще раз поблагодарить.

"