Posted 14 декабря 2005,, 21:00

Published 14 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:18

Updated 8 марта, 09:18

Стопами Борхеса

Стопами Борхеса

14 декабря 2005, 21:00
Премия «Лавр» в области кино- и теледокументалистики присуждалась в этом году в шестой раз. Церемония, проходившая во вторник в Центральном доме предпринимателя, была совсем не помпезной, скорее рабочей – номинанты и будущие призеры не сверкали нарядами, как бывает у «игровиков», а были в основном одеты так, будто прие

Список номинаций в этом году выглядел так: «неигровые фильмы на кинопленке» – «неигровые арт-фильмы на кинопленке или видео» – «неигровые телевизионные фильмы» – «научно-популярные фильмы и телепрограммы» – «документальные телерепортажи» – «документальные сериалы и циклы документальных телепрограмм». Все это напоминает сочиненную Борхесом «древнекитайскую» классификацию животных, которые якобы делятся на: «а) принадлежащих императору, б) набальзамированных, в) нарисованных тонкой кисточкой, г) похожих издали на мух» и так далее. Скажем, «неигровые фильмы на кинопленке» выделены по настоянию самих кинодокументалистов, хотя по большому счету не имеет значения, на каком носителе существует изображение – не делят же книги на «электронные» и «бумажные», хотя известная разница между ними существует.

Лента под названием «Мессия темных сил. Оккультные тайны третьего рейха» числится телевизионной, а лента «Кто заплатил Ленину? Тайна века» – научно-популярной, хотя обе сняты на видео для телевидения, обе имеют продолжительность 44 минуты и обе сделаны в стандартном жанре исторического расследования, отличаясь только тем, что в первой речь идет о «тайнах» нацистской партии, а во второй – большевистской. Может быть, здесь, как в спорте, когда тренер тяжеловеса при виде грозного соперника отправляет подопечного на похудание и переводит в другую категорию? Если так, то понятно, почему 44-минутный «Инопланетянин», расследующий падение Тунгусского метеорита, оказался в отсеке «кинопленочных» фильмов.

Может создаться впечатление, что в области кино и телевидения сколько-нибудь внятное разделение картин по видам попросту невозможно, но это не так. Просто следует отказаться от деления по носителям и от нелепого выделения «арт-фильмов» в особый вид. Стоит восстановить базовую границу между коротким и полным метром: короткометражки – не длиннее 26 минут, полнометражные неигровые фильмы – не меньше 39 минут. Не стоит смешивать телероманы (каким является удостоившийся «Лавра» трехсерийный «Георгий Жженов» Сергея Мирошниченко) с циклами из нескольких документальных фильмов (типа трехсерийного «Неба войны»), снятых разными режиссерами на разные сюжеты, связанные с военной авиацией. Хорошо бы также отличать оригинальные фильмы от «монтажных», которые склеены из чужих съемок, – тогда «Сцена» Петра Мостового (приз за лучший телевизионный фильм) соревновалась бы не с «Оккультными тайнами третьего рейха», где нет ни одного собственного кадра, а с «Диким, диким пляжем» Александра Расторгуева (приз за лучший арт-фильм), с картиной Армана Ерицяна «Под открытым небом» (приз за лучший короткометражный телевизионный фильм) и с «Рабами любви» Ольги Филатовой (приз за лучший телерепортаж).

Приятно и то, что российская премия досталась русскоязычному израильскому фильму («Сцена»), и то, что феноменальный 6-часовой «Дикий пляж», отвергнутый из-за своей длины всеми фестивалями, был-таки отмечен в числе высших достижений 2005 года. Тем более приятно за единственный «Лавр», который не вызывает сомнений в точности соответствия номинации и лауреата, – приз «за вклад в кинолетопись», врученный Марине Голдовской, создательнице «Власти соловецкой» и других вошедших в историю отечественного кино неигровых лент.

"