Posted 14 декабря 2004,, 21:00

Published 14 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Владимир Зельдин

Владимир Зельдин

14 декабря 2004, 21:00
Накануне своего 90-летия легенда российского театра и кино Владимир Зельдин сыграл главную роль в мюзикле «Человек из Ламанчи», которая была показана на сцене Театра Российской армии. Роль Дон Кихота пришлась Зельдину впору – никто не ожидал от него такой энергетики на сцене. После премьеры Владимир ЗЕЛЬДИН ответил на

– Владимир Михайлович, Дон Кихот – это ведь не просто литературный герой, а скорее некий символ. Чем же он вам лично так приглянулся?

– Мечту о Дон Кихоте мне подарил Юлий Гусман, режиссер спектакля «Человек из Ламанчи». Несмотря на мой возраст, он решил, что Дон Кихота должен сыграть я. Перечитав текст, понял, что этот герой мне нравится. Конечно, на первый взгляд «Человек из Ламанчи» может показаться простой и даже наивной пьесой. Я же считаю его музыкальным спектаклем, который при всей его наивности можно назвать глубоким и даже философским. Самое важное в нем – попытка вернуть людей к человеческому образу жизни. «Человек из Ламанчи» говорит о доброте, о том, что люди не должны совершить преступлений, унижать друг друга. К сожалению, у нас сейчас убийства и ограбления, терроризм стали жизненной нормой: мы уже привыкли к тому, что жизнь человеческая, данная нам Господом Богом, абсолютно ничего не стоит.

– Думаете, время действительно меняет людей и общество?

– При любом строе люди должны прежде всего жить достойно. Если люди будут достойно жить и перестанут думать о непрерывной борьбе за выживание (что у нас происходит постоянно), возникнут доверие и уважение друг к другу. Вот самый простой пример: дорожает бензин, значит, подорожают продукты, услуги. И как бы ни поднимались зарплаты, это все равно ничего не решает. А если люди понимают, что они беззащитные, голодные, если их постоянно терзают проблемы, им некогда думать друг о друге. Значит, снова поднимется волна взаимной жестокости, отчаяния и ярости.

– И все же вы играете спектакль, авторы которого пытаются противостоять нашему времени. Какие качества нужны человеку для того, чтобы сыграть эту роль?

– Прежде всего музыкальность. Актер должен уметь петь. Он должен быть эмоциональным, заразительным, обаятельным. Музыка – самое эмоциональное искусство. Мне, как человеку, который сыграл много музыкальных спектаклей, музыка очень помогает в работе над характером персонажа (он заложен в музыкальном ритме), подсказывает новые краски и вдохновляет меня. Я не могу оставаться равнодушным, когда слышу ее.

– Творческий состав Театра Российской армии регулярно пополняется. Именно сюда ежегодно приходят молодые актеры, которых направляют на работу вместо службы в армии. Влияет ли этот факт на молодых актеров? Меняется ли, на ваш взгляд, молодежь, приходящая в театр?

– Конечно, меняется. Если меняется время, это не может не отразиться на характере человека. Придя в театр в 1941 году, я почувствовал себя участником команды. В ней были и выдающиеся актеры, но они служили в армии, проходили воинскую службу и параллельно играли небольшие роли, участвовали в массовых сценах и в эпизодах. Для меня эта команда стала настоящей школой. Она дала мне возможность наблюдать за мастерами: как они репетируют, строят роль, как они живут и играют в спектаклях. Я учился их отношению к театру и к своим ролям и именно здесь по-настоящему сформировался как актер. Мы жили одной жизнью: театр становился для нас вторым домом, а труппа почти семьей. Так складывалась жизнь у меня и у многих актеров нашего поколения, которое сейчас уходит. Из этой же команды позже вышли Олег Меньшиков, Александр Домогаров. Думаю, что они согласятся со мной: работа в Театре Российской армии помогла им приобрести жизненный опыт, научиться играть на сцене. И стала продолжением театральной школы.

К сожалению, сейчас молодежь совсем не такая, как была раньше. У старшего поколения было совершенно другое отношение к театру. Я понимаю, что если у актера маленькая зарплата, то ему нужно искать заработки на стороне, участвовать в антрепризах, телевизионных сериалах или шоу. Но, на мой взгляд, все это разрушает артиста. Теперь редко встретишь людей, беззаветно влюбленных в театр и в свою профессию.

В свои 89 лет Владимир Зельдин чувствует себя на коне. (Фото ИТАР-ТАСС)

– Думаете, это сказывается и на самом Театре Российской армии?

– К сожалению, из Театра Российской армии ушла атмосфера, которая наполняла его раньше. Та, что всегда есть в настоящем театре. У нас масса финансовых проблем, поэтому приходится сдавать в аренду большую сцену, часть театральных помещений арендуют под офисы. У нас в театре теперь не свобода, а воля.

– Поясните, что вы имеете в виду?

– Свобода – это прежде всего железная дисциплина, выполнение всех законов и взятых на себя обязательств. А воля – когда что хочу, то и ворочу. В театре работают люди, которые воруют. Их ловят, наказывают, но ничего не меняется. Не знаю, куда нас приведет эта воля. Скорее всего, к какой-то катастрофе...

– Вы считаете, в этом виновен государственный строй?

– Я – монархист. И считаю, что во главе государства должен стоять монарх. Это образованный во всех отношениях человек (для управления государством нужны огромные знания), который прекрасно знает экономику. Монарха ведь с детства готовят к управлению государством, а не просто выбирают человека, который не очень образован и не всегда разбирается в государственных вопросах. Руководить государством – значит предвидеть события на несколько ходов вперед и думать не о своих благах, а прежде всего о государстве и о людях, которые в нем живут. Не зря Дон Кихот говорит: «Не называй своим ничего, кроме своей мечты. Станет все то, что жалко отдать, обузой на твоем пути».

Справка «НИ»

Владимир ЗЕЛЬДИН родился 10 февраля 1915 года в городе Козлов Тамбовской губернии (ныне Мичуринск). В 1935 году окончил Театральное училище при Театре им. МОСПС, в том же театре начал свою сценическую деятельность. В 1938–1941 и 1943–1945 гг. работал актером Центрального театра транспорта, а в 1941–1943 гг. – Русского драматического театра в Алма-Ате. С 1945 года Владимир Николаевич работает в Театре Советской (теперь Российской) армии. Среди наиболее известных его работ в кинематографе – «Свинарка и пастух» (1941), «Сказание о земле сибирской» (1948), «Учитель танцев» (1952), «Карнавальная ночь» (1956), «Укрощение строптивой» (1961), «Дуэнья» (1978), «Десять негритят» (1987), «Полицейские и воры» (1997) и «Женщин обижать не рекомендуется» (2000). Лауреат Государственной премии СССР (1951), лауреат премии фестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру за 1995 год». Народный артист СССР (1975).

"