Posted 14 декабря 2004,, 21:00

Published 14 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Минский формат

Минский формат

14 декабря 2004, 21:00
Министерство культуры Белоруссии на днях приняло постановление, согласно которому с 1 января эфир музыкального радио на 75 % должен заполняться белорусскими песнями. Однако русскую и западную музыку белорусским станциям заменить пока просто нечем – нет качественных фонограмм. Впрочем, белорусские артисты считают, что э

Решение о том, что в белорусском эфире три песни из четырех должны быть «отечественного производства», принято во исполнение устных указаний президента Лукашенко, прозвучавших полтора месяца назад на совещании, посвященном совершенствованию проведения фестивалей «Славянский базар» в Витебске. Как извест шать свое», причем не только по радио. Пока, к примеру, реализация альбомов белорусских исполнителей не превышает и 5% от общего объема продаж в республике.

Впрочем, уже сейчас эфирный норматив патриотизма на белорусских радиостанциях составляет 50 процентов, при этом продюсеры станций стонут, что это трудновыполнимо. Но проверки Министерством культуры по плей-листам проходят регулярно, и радиостанции вынуждены хитрить, записывая в категорию белорусских исполнителей всех российских певцов, имеющих хоть какие-то белорусские корни. В этом списке числятся Алена Свиридова, группа «Би-2», Игорь Корнелюк, Юрий Антонов и даже Андрей Макаревич. Кроме того, «своих» исполнителей они активно ставят ближе к ночи. Причем в основном русскоязычные композиции. Песни на белорусском языке попадают в эфир дозированно.

А защитники «мовы» даже устраивают специальные акции «Штурмуй FM!» в поддержку белорусскоязычных певцов. Они звонят на радио и в прямом эфире вместо «пользуясь случаем передаю привет...» требуют дать возможность белорусам «слушать свое». Радийщики же объясняют трудности перехода на «мову» языковой ситуацией в стране. Во-первых, в Белоруссии государственными языками официально считаются русский и белорусский. К тому же, согласно ноябрьскому соцопросу Независимого института социально-экономических и политических исследований, по-белорусски дома разговаривают лишь 14 % населения. Причем это с учетом сельских жителей и тех, кто белорусским языком называет «трасянку» (смесь русского и белорусского языков – аналог украинского суржика). В Минске, например, на улицах белорусского языка не услышишь вовсе.

Белорусские певцы хором заявляют, что «75 процентов» должны дать толчок развитию шоу-бизнеса в республике. По их словам, «нераскрученность» не позволяет им «зарабатывать деньги и вкладывать их в создание качественных фонограмм». Но, с другой стороны, как раз дефицит тех самых качественных записей FM-станции называют одной из главных причин невыполнимости требований властей сделать три четверти эфира белорусским. Кроме того, белорусские радийщики всерьез опасаются, что в результате изменения своих музыкальных форматов произойдет сокращение аудитории, а значит, и рекламы. А это может привести и к закрытию радиостанций.

Впрочем, опыт Украины, сумевшей за десятилетие популяризовать национальную музыку как минимум до уровня российской эстрады, показывает, что это – вопрос времени. Было бы желание. Но, с другой стороны, украинская эстрада и рок выросли не по разнарядке и вовсе не в студиях звукозаписи. Целый пласт украинского рока, к которому относятся группы «Скрябин», «Браты Гадюкины» и еще многие и многие коллективы, стал известен благодаря полуподпольным записям и фестивалям. Из чувства протеста против засилья российской попсы украинский рок был поддержан преимущественно западной частью республики, а затем прижился во всей стране. В то же время главный государственный телерупор – канал УТ-1, заполнив в начале 90-х по разнарядке свой эфир «украинскими писнями» и гопаками, потерял аудиторию и авторитет и опустился в конец рейтинговой строки. В этой ситуации главными на Украине стали канал Inter, фактически принадлежавший россиянам из ОРТ, и канал «1+1», львиную долю акций которого контролировал Запад.

Что же до Белоруссии, то уже сейчас в арсенале республики есть десятки групп и исполнителей, которых можно было бы назвать звездами... хотя бы местного розлива. Многие из них в той или иной степени известны и в России: прежде всего это, конечно, ветераны – ансамбли «Сябры» и «Песняры» (их сейчас сразу несколько), нестареющие Александр Тиханович и Ядвига Поплавская. Еще можно вспомнить группу Drum Ecstasy, написавшую музыку к российскому блокбастеру «Ночной дозор», ну и «Ляпис Трубецкой» наконец. Хотя все они при равных условиях пока вряд ли способны составить серьезную конкуренцию отлаженной индустрии российской попсы и рока, а уж тем более западной.




Лукашенко против «агентов Кремля»

"