Posted 14 ноября 2011,, 20:00

Published 14 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:06

Updated 8 марта, 06:06

Падение дома Шамановых

Падение дома Шамановых

14 ноября 2011, 20:00
В прокат вышел «Дом» – семейно-криминальный роман Олега Погодина, имеющий почтенных литературно-кинематографических предков. Однако по пути от замысла до реализации многое из того, что дали его автору «Тихий Дон», «Крестный отец», «Сибириада», было выброшено в результате компромисса между ним и продюсерами.

В фильме речь идет о большой казацкой семье, занимающей хутор с обширным домом. Старший в роду – столетний дед, но фактический глава семьи – его властный 70-летний сын Григорий (Богдан Ступка), имеющий шестерых детей (четыре сына и две дочки), а также живущего недалеко родного брата (Петр Зайченко), в прошлом советского начальника. Какими хозяйственными делами занимается и на что живет это, по идее фермерское семейство, по фильму не ясно, но по ходу повествования проясняется, что дом перестраивался и расширялся на деньги, присылаемые из Москвы старшим сыном хозяина семьи Виктором (Сергей Гармаш), который стал большим криминальным авторитетом.

Сюжет начинается с возвращения Виктора в родной дом-гнездо – пешком через степь и в сопровождении охранников. Вслед за ним приходит угроза, которая в дальнейшем только увеличивается (свидетельствуя о правильности общего построения картины) и в конце концов приводит к радикальной развязке. Причем такой, что мало не кажется ни героям, ни зрителям, часть которых реагирует на нее вовсе не так, как хотелось бы создателям фильма.

Но, прежде чем дело дойдет до финала, зрителей познакомят со всеми героями и их взаимоотношениями: роман есть роман, он требует пространства. В пределах отведенного им места и времени Лариса Малеванная (мать), Екатерина Редникова и Евгения Дмитриева (дочери), Игорь Савочкин, Владимир Епифанцев, Иван Добронравов (сыновья), Глеб Подгородинцев и Александр Назаров (мужья дочерей) составляют превосходный ансамбль, в котором отчетливо различимы и отдельные характеры со своими правдами и неправдами. В то же время семейное сообщество представлено как целое, управляемое своими законами. Главный из них – право сильного. Отец бьет сыновей, старший брат жестоко избивает младшего, женщины выносят дикий нрав мужей. Насилие одних над другими, передаваясь из поколения в поколение, подтачивает семью и приводит ее к внутреннему краху, а затем и к гибели, в фильме – вызванной внешними силами, а в сценарии – спровоцированной героем Гармаша, который не мог не понимать, во что вовлекает своих родных.

Это, пожалуй, самая общественно важная мысль «Дома», развиваемая, кстати, не только Погодиным. Можно вспомнить громкое «Возвращение» Андрея Звягинцева (одну из ролей в котором сыграл тот же Иван Добронравов), где выведен отец-тиран, знающий только один инструмент воспитания – кнут, которым он погоняет сыновей. Можно обратиться и к новому фильму Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», где семейное насилие в определенных социальных обстоятельствах переходит во всеобщее и приводит к массовым расстрелам. Миром правит нетерпимость, и конца этой порочной колее не видно.

К сожалению, звучание этой интересно задуманной и незаурядной картины приглушается очевидной, если сравнить исходный сценарий с фильмом, коллизией интересов автора и продюсеров Рубена Дишдишяна и Сергея Сельянова. Поддержав замысел Погодина, они решили приноровить его к современной кинозрительской аудитории и стали гнуть в сторону криминального экшна, из-за чего ущерб понесли оба компонента картины – авторский и жанровый. Выпали, в частности, актуальные диалоги между Григорием и его старорежимным братцем, выпал вступительный эпизод, придававший картине исторический объем – знаковая сцена братоубийства, в которой дед-красногвардеец зарубал своего брата, отсылающая к раннесоветской поэзии. В результате «Дом» попал меж двух зрительских стульев: взрослым в нем недостает глубины, а молодым – действия, что сказывается и на фестивальном, и на массовом прокате. Но, что бы там ни было с прокатом, этим фильмом Олег Погодин создал себе отличную профессиональную репутацию.

"