Posted 14 ноября 2004,, 21:00

Published 14 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Люк Бессон

Люк Бессон

14 ноября 2004, 21:00
Москву посетил Люк Бессон, создатель «Никиты», «Леона», «Пятого элемента». В столицу России культовый французский режиссер прибыл на презентацию своих детских сказок. Несмотря на то что график его пребывания в Москве был очень жестким, Люк БЕССОН нашел время, чтобы дать интервью «Новым Известиям».

– Вы уже шесть лет ничего не снимаете? Разочаровались в кинематографе?

– В какой-то мере. Хотя я очень благодарен кино. В обычной жизни мы сомневаемся, задаем себе кучу вопросов. Делать то-то и то-то или нет? А в кино решаем: почему бы нет? Почему бы не попробовать?! Есть куча вещей, которые я никогда бы не сделал, если бы не кинематограф. В Австралии для съемок китов (фильм «Атлантис») мы взяли вертолет береговой охраны. Меня спустили на тросе в открытом море. Трос отцепили, и на меня стала надвигаться махина метров 60 в длину. Я подумал: «Почему я не сижу дома и не смотрю «В мире животных»? Сейчас я не снимаю, потому что мне интересно другое. Во Франции есть поговорка: если нечего сказать, лучше заткнуться. Сейчас мне, как режиссеру, нечего сказать. Это, наверное, нормально. Я все-таки снял 8 фильмов.

– Почему вы решили переквалифицироваться именно в сказочника? Вы что, сами очень любите сказки?

– Да, можно сказать, что я стал профессиональным сказочником. Через неделю во Франции выходит третья книга, в мае – четвертая. Мне такое огромное удовольствие доставляет сочинение сказок, что, кажется, писать я буду, даже если кончатся читатели. Писать для своих детей. Им – детям – непременно надо читать, чтобы развивать воображение. Сам я, правда, до 11 лет почти ничего не читал. Мои родители тогда работали инструкторами по подводному плаванию в Греции и Югославии. Я жил на берегу моря и надевал чаще ласты, чем ботинки. Телевизор не смотрел, радио не слушал... Дружил с морскими обитателями: рыбами и осьминогом. Этот осьминог был такой ласковый и добрый! У меня нет любимых сказок. Когда читаешь сказки не в раннем детстве, они не поражают воображение, потому что ты уже свое что-то такое придумал. В 10 лет я каждую ночь представлял, что посещаю новую планету. И, как гостиницы, оценивал: эта трехзвездная планета, эта – пяти. И когда начал читать сказки, они меня не удивили. Я не мог понять Мальчика-с-пальчика. Почему он плачет? Я бы на его месте в лесу остался с удовольствием. И Золушку не понимал: что она нашла в этом принце?! Гораздо большее впечатление на меня производили человеческие истории. Такие, как «Ромео и Джульетта».

– Режиссеру требуется прежде всего зрительное воображение, а писателю нужно хорошо слышать слово. У вас это получается?

– Я человек, скорее, зрительной культуры. Вместо глаз у меня две камеры. Я подключаю камеры к руке, и рука перепечатывает то, что я диктую. Вначале сказки имели форму сценария. Одними из первых были письменные размышления над «Тибетской книгой мертвых». Кстати, позже они стали основой сценария «Пятого элемента». Знаете, что мне нравится в сочинительстве? Равные возможности. Я не из богатой семьи. Единственное, в чем мог соперничать с другими детьми, купить на несколько франков бумагу, ручку и – писать. Писал много. Первые 5000 страниц выкинул: они были очень плохи. Потом дело пошло. После 10–12 лет сочинительства дело идет гораздо легче. Теперь я каждый день встаю в четыре утра, включаю музыку и отдаюсь целиком вдохновению. А знаете, кому во Франции больше всего нравятся мои книги? Бабушкам. Родители очень много работают и детьми практически не занимаются. Их воспитателями становятся видеоигры. Это плохие воспитатели: они учат только убивать. А дедушка и бабушка, которые вышли на пенсию, детьми занимаются с удовольствием.

– Хватает ли у вас времени для воспитания собственных детей? И легко ли это вам дается? Читают они ваши сказки?

– Воспитывать детей – дело не простое. Потому что мы – плохой пример. Большинство взрослых пьют, курят, употребляют наркотики, а потом приходится объяснять ребенку, что надо хорошо себя вести за столом, не ковырять в носу и вообще быть паинькой. Мы оставляем планету, испорченную от А до Я, а потом говорим, что мусор надо обязательно бросать в корзину. Моя книга «Артур» – это попытка поговорить с детьми в первую очередь об экологии, потому что ее герои минипуты – очень экологичный народ, который все перерабатывает, ничего не выбрасывает, не портит, полон любви и доброты к ближним. В книге есть эпизод, когда 10-летний Артур строит оросительную систему с помощью пластиковых трубочек для коктейля. И когда он уменьшается до размеров минипута, то понимает, насколько ужасно любое вмешательство человека в природу. Я хочу показать детям: «То, что мы делаем, не всегда безупречно». И сделать это максимально не назойливо. Своих детей я не пилю: «Читайте, читайте, читайте». Это точно не сработает. Просто оставляю понравившуюся мне книгу на столе со словами, знаешь, тебе это может показаться забавным . Моя семнадцатилетняя дочь «Артура», кажется, еще не читала. Хотя сказала «спасибо, папа». Ее сейчас больше интересуют приятели и мобильные телефоны. Одиннадцатилетняя дочь проглотила сказки за 2 дня и спросила: «А что дальше?» Трехлетняя ждет фильма. Он снимается уже третий год. Мы построили страну из 150 крохотных минипутских домиков, в каждый из которых ужасно хочется забраться. Отчасти это удалось с помощью придуманной нами кинокамеры, объектив которой 2 мм.

– В своих сказках вы пишете о любви. В основе – ваш детский опыт влюбленности?

– Первый раз ведь влюбляешься очень рано. И помню, какую неограниченную власть в детстве имеет это чувство. У меня в книге десятилетний Артур влюблен в принцессу Селению. Я сам в восемь лет влюбился в девочку. Вместе с родителями она уезжала в другой город. Мысль о расставании была для меня невыносима. Я сказал: «Давай я залезу в ваш багажник». Она согласилась. Через сто километров меня обнаружили. Когда девочка сказала родителям, что «надо купить воды для Люка, который у нас в багажнике», они пришли в ужас. Если вы спросите меня, забрался бы я в багажник теперь, отвечу: «Нет!» Но, честное слово, я жалею, что это время прошло.

– Вы не раз приезжали в Москву. Какой она вам показалась сейчас?

– Я здесь четвертый или пятый раз. Но я не жил в Москве подолгу, все мои впечатления – на бегу. Лица москвичей, по-моему, стали чуть веселее. Появилось гораздо больше магазинов. Много рекламы. Надеюсь, что плакаты не заполонят весь город, как во Франции. Это ужасно!

– На родине вы известны не только как режиссер и писатель. Сегодня о вас говорят, как об активисте антивоенного движения...

– Я считаю, что война в Ираке началась от невежества и незнания другого народа. Если бы Буш в детстве больше путешествовал, он бы не начал войну с Ираком. А еще, я благодарен русским журналистам, что меня здесь спрашивают о литературе и кино. В Европе и Америке первый вопрос журналиста – о моих женщинах или моих доходах.



Справка «НИ»

Люк БЕССОН родился 18 марта 1959 года в Париже. Его родители были инструкторами-аквалангистами. Он с детства хотел стать биологом и изучать жизнь дельфинов, но несчастный случай помешал его планам. В 18 лет Люк осознал, что его призвание – кино. О молодом режиссере заговорили сразу после выхода его первого фильма с Изабель Аджани «Подземка» (1985). Мечту о подводном мире он воплотил в фильме «Голубая бездна» (1988) с Жаном Рено в главной роли. После триумфального шествия по экранам мира его фильма «Никита» (1991) Бессон отправился в Голливуд, где поставил боевик «Леон» (1994). Несмотря на заокеанский успех, режиссер вернулся в Париж, где снял фантастическую ленту «Пятый элемент» (1997) с Милой Йовович. Далее последовали комедия «Такси» (1998) и историческая драма «История Жанны д’Арк». Всего на счету режиссера более десятка картин. Он также выступает как сценарист и кинопродюсер. За последние 6 лет Люк Бессон не снял ни одной картины, переключившись на продюсирование. Совсем недавно он выступил в качестве писателя, выпустив детские книжки о похождениях «минипутов» – придуманных им героев ростом в 2 мм.

"