Posted 14 октября 2010,, 20:00

Published 14 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:49

Updated 8 марта, 06:49

Книги, вас молю – не умирайте!

Книги, вас молю – не умирайте!

14 октября 2010, 20:00
Приглашение в Древнюю Русь

К читателям «Новых Известий»

Дорогие друзья!

Сейчас в издательстве «Русскiй Мiръ» (генеральный директор В.Е. Волков) готовится к выходу в свет первый (думаю, тысячестраничный) том пятитомной антологии «Поэт в России – больше, чем поэт» с подзаголовком «Десять веков русской поэзии». Он открывается шедеврами фольклора и древнерусской письменности, дошедшими до нас из глубокой старины, и завершается сочинениями А.С. Пушкина – последнего русского поэта, родившегося в XVIII веке. А скоро у дверей типографии начнут нетерпеливо топтаться два следующих тома, уже почти законченные. В них сойдутся таланты и гении, родившиеся в XIX веке, а это не только М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и

Н.А. Некрасов, но и В.В. Маяковский, и С.А. Есенин, и Б.Л. Пастернак, и даже будущий комсомольский поэт А.И. Безыменский, что почти отдает сюрреализмом.

Огромным подспорьем в подготовке пятитомника стала предоставленная «Новыми Известиями» возможность, опережая общую хронологию, хотя бы одним глазком заглядывать из одиннадцатого века в двадцатый и даже в двадцать первый: в течение пяти лет по пятницам, сначала каждую неделю, затем через неделю, здесь выходили и выходят полосы, посвященные русским поэтам. И вы, дорогие читатели, могли постоянно следить за этой скачущей через века антологией, комментировать и оценивать ее главы. И в большинстве откликов, принадлежащих людям самых разных возрастов и профессий, шла речь о насущной необходимости этого свода нашей поэзии.

В сегодняшней работе учитываются также отзывы и пожелания, высказанные по поводу выпущенного два года назад издательством «Слово» пробного, еще неполного варианта первого тома. Его тираж – тысяча экземпляров – разошелся мгновенно. Школьные учителя и вузовские преподаватели, с которыми я встречался в поездках по России, выражали надежду, что окончательный, расширенный вариант издания будет поддержан Министерством образования и науки в качестве учебного пособия, чтобы антология вышла как можно большим тиражом, способствуя воспитанию не только нынешнего, но и будущих поколений.

Понимая общественную значимость проекта, издательство «Русскiй Мiръ» обратилось с просьбой о его поддержке по различным адресам. С первых шагов нам помогал фонд «Русский мир» под руководством В.А. Никонова. Незамедлительную помощь оказал Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый С.В. Медведевой. Меня порадовало письмо первого заместителя мэра Москвы Л.И. Швецовой о том, что городское правительство изыскивает возможности поддержать издание антологии и заодно решить вопрос о создании в столице поэтического театра, и теперь я жду окончательного ответа.

Однако, к моему удивлению, именно те два учреждения, которые, казалось бы, должны были первыми содействовать изданию, в итоге продемонстрировали свое полное к нему равнодушие. На просьбу директора издательства «Русскiй Мiръ» к Министерству образования и науки рекомендовать нашу антологию университетским библиотекам пришло ледяное письмо от заместителя министра И.И. Калины, который сообщил, что, оказывается, министерство не имеет права рекомендовать библиотекам никаких книг. По тону и отсутствию каких-либо положительных намерений этот ответ разительно отличался от моего предварительного разговора с самим министром, который меня любезно принял по моей просьбе, в частности, связанной с судьбой антологии, и сказал, что с детства был воспитан своим отцом в любви к поэзии. Может быть, я чего-то не понимаю, но то, что написал заместитель министра, я никак не могу представить в устах министра, и это мне кажется просто бюрократическим абсурдом.

Похожая история произошла и после того, как меня для разговора об антологии принял руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский. Он с такой благожелательностью выслушивал мои доводы о своевременности антологии, что я даже подумал: а не ломлюсь ли в открытую дверь? Однако вскоре директор издательства показал мне официальный ответ агентства, из которого без всякой аргументации следовало, что антология просто-напросто вычеркнута из списка книг, заслуживающих поддержки. Подпись неразборчива.

По сегодняшнему раскладу антология может выйти тиражом не более двух тысяч экземпляров. Это значило бы, что издание, рассчитанное на самый широкий круг читателей, неизбежно превратится в элитарный раритет, недоступный ни школьникам, ни студентам, ни преподавателям.

Я прошу читателей «Новых Известий», которым не нужно специально объяснять, что такое эта антология, чтобы они высказались: что нужно сделать, чтобы книга попала ко всем, кто ее ждет?

Мне кажется, что поэзия нужна всегда, а особенно когда есть люди, забывающие о ее необходимости.

Ваш Евгений ЕВТУШЕНКО

P. S. Посмотрел по телевизору передачу «Сто вопросов взрослому» с хореографом, дивной и зубастой Аллой Сигаловой. Когда ей самой предложили задать вопрос, но только один, она спросила: «Как вы думаете, ребята, до каких лет люди могут любить?» Одна из девчонок, на вид десятиклассница, бойко вскочила и шлепнула: «Любви все возрасты покорны». – «А кто это написал?» – с интуитивной молниеносностью продолжила Сигалова. Девчонка захлопала глазами.

Е.Е.

"