Posted 14 октября 2009,, 20:00

Published 14 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Неизвестные янки

Неизвестные янки

14 октября 2009, 20:00
В российской столице завершился фестиваль авторского кино «Амфест», прежде известный как «Новые образы Америки». Форум показал, что заокеанское кино живет не только голливудским конвейером, ворочающим триллионами долларов. Актуальность «Амфеста» в этом году серьезно возросла: происходящие в Голливуде процессы, связанны

На «Амфесте» показывали и классику, и «независимых», и документалистику. В последней секции было всего четыре картины. И безусловно показ фильма Марины Зенович «Роман Полански: разыскиваемый и желанный» (премия «Эмми»-2008), посвященного нашумевшей истории 30-летней давности, состоялся очень кстати. Режиссера ленты о Полански ждали на московском показе, она сама должна была представлять картину, но увы. Примерно в те же дни, когда стало известно об отказе швейцарских властей выпустить Романа Полански под залог, Марина Зенович приняла решение работать над продолжением своего фильма, с триумфом прошедшего по многим международным кинофестивалям.

Сама картина изобилует архивными материалами и интервью, содержит фрагменты из фильмографии Полански, харизму и «аппетит к жизни» которого здесь невозможно не почувствовать. Есть атмосфера в этой картине, сделанной как интеллектуальное ретрорасследование. Фактами из биографии режиссера картина не перегружена, во второй части Марина Зенович обращается к малоизвестным страницам собственно судебного процесса, который выглядит как фальсификация, как пародия, где судья по кличке Молоток (обожающий внимание прессы и допускающий общественное мнение в зал суда) дирижирует своим собственным шоу. За изнанкой процесса – уверенность и обвинителя, и адвоката Саманты Геймер, и защитника Полански, что судья Риттенбанд преднамеренно затягивал дело, запутывал и адвокатов и обвинение. Фильм Марины Зенович не ставит целью оправдать Полански, он повествует о судебной системе без лишнего пафоса и дает такой срез картинки, что он интригует похлеще сюжетов некоторых игровых картин.

Стивен Содерберг, периодически уходящий от «друзей Оушена» на поле «независимых», поставил экспериментальную драму «Девушка по вызову» с 21-летней порнозвездой Сашей Грей в главной роли. Бюджет картины – всего 1,7 млн. долларов, рекламный слоган – «Посмотри этот фильм с тем, с кем ты трахаешься». Героиня фильма мечется между клиентами и бойфрендом на Манхэттене, думает о налогах и приближающихся президентских выборах 2008 года. Наблюдать, как рассказ о «первой древнейшей» выруливает в артхаус, достаточно занятно.

Один из самых сильных фильмов программы поставлен умнейшей женщиной, дочерью Артура Миллера и женой Дэниела Дэй-Льюиса, Ребеккой Миллер. Трагикомедия «Частная жизнь Пиппы Ли» с Робин Райт-Пенн в главной роли поставлена Миллер по собственному роману, ставшему бестселлером. У Пиппы Ли хватает «скелетов в шкафу», она страдает лунатизмом и сходит с ума от несовпадения ожиданий и реальности, но в решающий момент находит силы все изменить. В ретроспекциях перед зрителем проходит вся жизнь незаурядной женщины, с детских лет до поворотного зигзага судьбы, когда дети выросли, старый муж отошел в мир иной, а 35-летний сосед в исполнении Киану Ривза так кстати предлагает прокатиться по хайвэям. Также в картине ярко выступили Вайнона Райдер, Мария Белло, Джулианна Мур и Моника Беллуччи.

«Психоаналитик» с Кевином Спейси в главной роли начинается как шутка, забава. Уже на второй минуте действия герой, записываясь на ТВ, сообщает, комментируя выход своей книги под названием «Счастье сегодня», что все чувства – дерьмо. Позже откроется, что у доктора Картера жена покончила с собой, а потому он сам нуждается в помощи. Доктор пьет и курит «дурь», встречается с отцом (тоже психоаналитиком), бескорыстно пытается помочь афроамериканской девочке и ведет работу с капризными клиентами. В рядах клиентуры Спейси можно заметить и Робина Уильямса, и даже Гора Видала. Кинозвезды сходят с ума по-своему. Черный юмор не мешает этой картине оставаться глубоким и тонким исследованием человеческой души в период, когда горе накрывает личность. Когда продавца травки, рыжего парня, зовут Иисусом. И этот самый Иисус попадет на больничную койку одновременно с доктором, своим постоянным клиентом.

Юмор и ирония стали чуть ли не главной составляющей нынешней программы. Одни названия чего стоят: «Шестеро из дурдома» (эксцентрическая черная комедия и первый полнометражный фильм, снятый с использованием Red Digital Cinema Camera); «Моя девушка – зомби» (тинейджерская трэш-комедия) от братьев Диголов; «И смех и грех» (суперхит Санденса этого года – комедия о друзьях, решивших на спор снять гей-порно); «Сэм – электрический скат» (безумный микст из мюзикла, поп-арта и научной фантастики); «Короткие интервью с подонками» (режиссерский дебют звезды «Офиса» Джона Красински). Вероятно, на фоне кризиса отборщики предпочли развлекательную доминанту. Большинство из картин подобного ряда, кроме как на «Амфесте», нигде в России и не увидишь.

"