Posted 14 октября 2003,, 20:00

Published 14 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Еще кое-что о нем

Еще кое-что о нем

14 октября 2003, 20:00
Известнейший американский режиссер Вуди Аллен говорил, что его первый после американской трагедии 11 сентября художественный фильм «Кое-что еще» покажет изменившийся после взрывов Нью-Йорк. На самом же деле новый фильм он опять снял про себя.

Аллен давно решил для себя проблему поиска героя в современном кинематографе. Он выдает в год по фильму (в его фильмографии уже 55 названий), плюс к тому пишет огромное количество рассказов, пьес, фельетонов, анекдотов. Все его творения похожи друг на друга, потому как Вуди Аллен постоянно рассказывает про одного человека – про себя самого.

Правда, в «Кое-что еще» себе Вуди Аллен отвел роль второго плана – наставника и товарища главного героя, а сыграть свое альтер-эго пригласил Джейсона Биггса. Биггс должен быть благодарен Аллену до гробовой доски, потому что теперь весь мир увидит, что Биггс – отличный актер, а не просто кретин из «Американского пирога».

Биггс – вылитый Вуди Аллен в молодости, ну может быть, чуть красивее и пошире в плечах. Зато Биггсу не хватает харизмы, он все же не такой природный недотепа, как Аллен, но вместе они, пожалуй, лучший экранный дуэт последнего года. Герой Биггса Джерри Фолк – литератор, который мечтает написать роман об одиночестве человека в космосе и бессмысленности существования, а вынужден сочинять идиотские анекдоты. Когда он рассказывает таксисту о своем одиноком космосе, тот отвечает: «Есть в жизни и кое-что еще». История эта вполне биографическая, поскольку в молодости Аллен зарабатывал написанием гэгов для телевидения.

Джерри уже три года ходит к психоаналитику, чтобы разобраться, в чем причина его разлада с собой, но тот лишь вынуждает пациента пересказывать сон, «в котором бейсбольная команда устроилась работать в магазин игрушек». Стеб над психоанализом – коронный номер Вуди Аллена наряду с шутками по поводу собственного несовершенства, еврейства и мезальянса с женщинами. Но герой Вуди Аллена всегда встречает любовь, причем выглядит эта любовь весьма недурно – то как Джулия Робертс («Все говорят, что я тебя люблю»), то как Мира Сорвино («Могущественная Арфодита»), то как Дайана Китон («Энни Холл»), то как Миа Фэрроу в «Мужьях и женах». Впрочем, красавица Миа (которая 15 лет была женой Аллена, пока тот не женился на ее приемной дочери), как и Дайана и все красотки мира, – это уже в прошлом. Теперь тощему очкарику Аллену пришлось признать, что годы взяли свое, да и времена изменились, и 23-летняя Кристина Риччи (Аманда) вряд ли может всерьез увлечься престарелым недотепой. Она и молодым Биггсом-то не очень увлекается. Он приглашает ее в ресторан отметить юбилей свадьбы, а она за час до свидания съедает все домашние запасы продовольствия и говорит: «Ну ты поешь, а я воды попью».

Ее увлечения и взгляды на жизнь прямо противоположны Джерри, она абсолютно без головы и без тормозов, у нее огромные глаза, и все вокруг ее хотят. Джерри от нее без ума, а она вдруг отказывается исполнять супружеский долг. И тут появляется герой настоящего Аллена – Дэвид Добель – школьный учитель и женоненавистник, который лучше всякого психоаналитика втолковывает юному другу прописные истины. Когда Джерри говорит, что ему с Амандой «трудно, иногда просто невыносимо», Добель-Аллен отвечает: «С женщинами всегда сначала трудно, а потом невыносимо».

Тонкий алленовский юмор – несущая конструкция его картин. В «Голливудском финале» он публично признался, что все эти годы он просто дурачит публику, а на самом деле – он слепец. Фильм о том, что в Америке его считают бездарью, а во Франции – гением, Аллен показал на открытии Каннского фестиваля. Публика смеялась, но не верила в исповедальность высказывания. В «Кое-что еще» режиссер утверждает, что «даже если кто-нибудь выйдет на сцену Карнеги-холла и начнет блевать, обязательно найдется человек, который назовет это искусством». И кто его знает, на что намекает? Мы ведь все равно его очень любим. Правда, сам Аллен однажды в интервью «Нью-Йорк таймс» сказал: «Я жалею о том, что у меня была комическая, а не драматическая муза. Я предпочел бы иметь талант, как у Юджина О`Нила или Теннесси Уильямса. Но я не жалуюсь. Я рад, что у меня вообще есть талант. Но мне хотелось бы сделать что-нибудь великое». И сделал «Кое-что еще».



"