Posted 14 сентября 2005,, 20:00

Published 14 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Путеводитель по СНГ и Балтии

Путеводитель по СНГ и Балтии

14 сентября 2005, 20:00
Конкурс «Киношока» так же неровен, как положение кинематографа бывших союзных республик. На один относительно крепкий фильм приходится один из тех, про которые известный остряк Эмиль Кроткий шутил, что они так слабы, что даже не могут сойти с экрана. Однако у грузинского и украинского кино налицо признаки выздоровления

На российских кинофестивалях, что проходят у моря, кино можно посмотреть (или подсмотреть) не только в зале, но и на берегу – правда, уже без пленки. Утро солнечного дня начинается с одной и той же картины: на анапский берег высыпает почти вся приезжая публика. Вместе с одеждой снимаются социальные различия, и народные артисты, обычно удаленные от народа на ощутимое расстояние, вдруг оказываются одними из многих. На пляже человек превращается в тело. И, когда рядом с тобой, лежащим на песке, останавливаются четыре старческие ноги и доносятся два голоса, не сразу понимаешь, что один из них принадлежит знаменитому актеру Д., а другой – «человеку из толпы» примерно того же возраста. Минут пять назад он подошел к кумиру и завел с ним разговор о том, кто лучше сохранился. Актеру это направление беседы не очень приятно, но положение обязывает к вежливости, и он против воли втягивается в общение, стараясь найти в нем выгодные для себя стороны. Новый знакомец, однако, наседает, отыскивая на своем теле все новые места, менее поддавшиеся разрушительной работе времени, чем у его визави. Обладатель другой пары ног начинает нетерпеливо переминаться и под благовидным предлогом удаляется, оставив поле боя удовлетворенному собеседнику. Мораль сей басни, видимо, такова, что публичным людям приличного возраста невыгодно обнажаться на публике, тем паче что состояние их тел часто таково, что циничный кинематографический молодняк начинает острить про останки былых знаменитостей. В силу особенностей работы, наблюдая звезд в разных степенях обнаженности, кинообозреватель «НИ» от чистого сердца мог бы отпустить комплимент только Василию Лановому, чей вид одинаково презентабелен в кино, на сцене, на официальном приеме и на банной полке. Между прочим, насколько можно заметить, на каннском и венецианском пляжах в купальниках появляются только старлетки, и только для фотосессий, а вот прилюдно растянувшихся на песке Шона Коннери, Шарлотту Рэмплинг или Шарон Стоун видеть не приходилось.

Впрочем, в странах СНГ еще со времен Союза все делали по-своему. И ценности, и обычаи, и проблемы западному аборигену не понять. Поэтому и ассоциации во время просмотра конкурсных лент «Киношока» у многих сходны. К примеру, «Подросток» узбекского режиссера Елкина Туйчиева своим названием невольно отсылает к одноименному роману Достоевского. Но если «Подростка» Достоевского сравнить с современной машиной, то «Подростка» Туйчиева можно уподобить арбе. То же сравнение напрашивается, когда смотришь «Плач матери о манкурте» Бакыта Каракулова (Кыргызстан) – экранизацию исторической легенды из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Из полифоничной книги взят один мотив, да и тот до предела упрощен, будто предполагаемые зрители фильма – не люди, а манкурты со стертой памятью и сознанием, способные понимать лишь односложные слова.

Иное дело «Прогулка в Карабах» Левана Тутберидзе – современный по стилистике и содержанию фильм о кризисе индивидуальных и национальных сознаний. Молодого грузина с грузом неразрешенных семейных проблем за плечами заносит на границу между Арменией и Азербайджаном, где его поочередно подвергают одинаковой идеологической обработке две враждующие стороны. Для полноты картины туда же заносит и русскую еврейку. Соединение пяти национальных менталитетов в одном месте дает острый трагикомический эффект. Словом, грузинское кино, лет десять назад выглядевшее тяжело больным, подает признаки выздоровления. И, поскольку на российские экраны сейчас выплескивается нечто под названием «Мужской сезон. Бархатные революции», где прокламируется связь между наркомафией и вышеуказанными революциями, хочется приписать эти симпатичные признаки изменению политического климата в Грузии. А также на Украине, которая заявлена в конкурсе нежданно свежей картиной «Путеводитель» Александра Шапиро. Сам фильм местами грешит наукообразной лексикой, но в остальном вполне внятен и соответствует своему названию. Это действительно путеводитель – если не по всему Киеву, то по определенному его срезу, включающий документальные отсылки к истории и массу современных новелл, чьи персонажи ведут иронически смоделированные разговоры о разных аспектах городской жизни. Лента несовершенна и явно нуждается в редактуре, но ни в украинском, ни российском кино такой художественной формы до сих пор не было. В этом смысле «Киношок» свою задачу уже выполнил, предъявив городу и миру действительно новый эстетический продукт.

"