Posted 14 сентября 2004,, 20:00

Published 14 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов

14 сентября 2004, 20:00
В Анапе проходит 13-й по счету открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок». Один из его главных гостей – Эльдар РЯЗАНОВ. В интервью «НИ» самый знаменитый кинорежиссер всех времен и народов признался, что хочет снять свой последний фильм, для которого он мучительно ищет деньги, и уйти из профессии.

– «Киношок» в шутку называют не фестивалем стран СНГ и Балтии, а фестивалем СССР. Говорят, что сюда приезжают те, кто испытывает ностальгию по Советскому Союзу. У вас она есть?

– Да, знаете, есть. Хотя я отношусь к стране, в которой прожил большую часть своей жизни со смешанным чувством – с чувством, которое вы испытываете, глядя на то, как ваша теща на вашей машине летит в пропасть. У меня с СССР связано очень много хорошего: я был молод, влюбчив (что естественно) и, наверное, сделал в эту эпоху лучшие свои картины. Но при этом меня «мурыжили», мои картины запрещали и почти из каждого фильма «выдирали» какие-то эпизоды. Я не любил коммунистов и ненавидел этот строй. Поэтому ностальгия, которую я испытываю, довольно странная. Мне грустно, когда я смотрю Олимпиаду, болею за украинца или казаха и понимаю – они уже «не наши». Но тем не менее, когда тот же казах или, скажем, грузин «берет» золото, для меня это все равно «наша победа»! Во мне это неистребимо: мы с этим росли и впитывали это в плоть и кровь. Я думаю, что у молодых подобных чувств нет, они в другой стране росли, а те, кому за сорок, – все родом из Советского Союза. На мой взгляд, что бы сейчас ни происходило, скажем, с Грузией или с Белоруссией на высоком правительственном уровне, все равно русские любят грузин, а грузины – русских. Я знаю много тому примеров, и, мне кажется, так будет всегда.

На «Киношоке» мы, бывшие советские люди, все встречаемся – я с удовольствием общаюсь с узбеками, казахами, украинцами, латышами. Для меня эти люди близки, с каждым меня что-то связывает, очень много ниточек тянется друг от друга. Я рад, что такой фестиваль существует, конечно, он в какой-то степени отголосок СССР, но я в этом ничего плохого не вижу, потому что здесь не идеология главенствует, а естественные добрые отношения между представителями разных национальностей.

– То есть та самая пресловутая «дружба народов»?

– Да, «дружба народов», если хотите. Нас этому учили, так воспитывали. Другое дело, что на советской практике эта дружба народов была не совсем такой, как нам ее преподносили. Существовали различные формы шовинизма, но тем не менее мы воспитывались в духе действительных интернационалистов. А нынешний шовинизм, национализм – совсем другого порядка, он все разъедает. Вот подумайте: какие противоречия могут быть у нас с Украиной? Ну, какие? Хохлы и москали враждуют? Мне лично это кажется смешным. Что нам делить, Гоголя? Спорить: украинский он или русский писатель? Да, родился Николай Васильевич на Украине, писал об Украине: «Миргород», «Сорочинская ярмарка», «Тарас Бульба»… Но вместе с тем у него же есть «Мертвые души» – глубоко русское произведение. Гоголь такой же наш, как и Киев, который когда-то был столицей Руси. Много позже столицей стала Москва… Для меня это все неразделимо. Я страшно огорчаюсь, когда понимаю, что теперь мы все в полном смысле «дети разных народов», именно «разных».

– А как на ваш взгляд повлияла ситуация с развалом СССР на кинематограф различных бывших республик?

– Я на «Киношоке» в третий раз. В принципе мне здесь нравится, но все же хотелось бы, чтобы картины были лучше. Мне кажется, когда мы разделились, стало понятно, что всем по отдельности стало только хуже. Всем кроме прибалтов. Они все-таки и в составе СССР стояли особняком,

– Тем не менее в их кинематографе сейчас, пожалуй, самая плачевная ситуация по сравнению с другими бывшими союзными республиками. Они выпускают 2–3 картины в 2 года. Хуже только в Армении.

– Да, но и у других не лучше. Какое было кино на Украине, в Киргизии, в Казахстане! А грузинский кинематограф! Где это все? Это все следствие распада СССР, того, что денег на культуру нет. Даже в России ситуация выравнивается с большим трудом.

– Я знаю, что вы готовитесь к съемкам нового фильма и что это тоже будет интернациональный проект?

– У меня есть замечательный сценарий, он написан мной в соавторстве с Ираклием Квирикадзе (автор сценария фильмов «Лимита», «Лунный папа», «1000 и один рецепт влюбленного кулинара». - Ред.). Это полуисторический – полубиографический пересказ жизни Ганса-Христиана Андерсена. В будущем году исполнится 200 лет со дня его рождения, мы хотели это как-то отметить. Но этот проект очень дорогой – постановочный, костюмный (кроме того, мы хотим экранизировать несколько сказок писателя), и на него нужно много денег. А их у нас пока нет. Те средства, которые нам может выделить так называемый ФАКК – Федеральное агентство по культуре и кино – это примерно пятая часть от общего бюджета Поэтому, если достанем деньги, будем снимать. Снять эту картину я очень хочу. А если я чего-то очень хочу, я обычно этого добиваюсь.

В свое время я хотел осуществить этот проект с Григорием Гориным, он был моим близким другом (мы вместе делали «О бедном гусаре замолвите слово»), но, к сожалению, он ушел от нас, не предупредив, что было очень нехорошо с его стороны. А фильм об Андерсене я очень хотел снять, и в какой-то момент подумал: кто из современных сценаристов мог бы мне в этом деле помочь? Мой выбор пал на Квирикадзе. К моему удивлению, он сразу согласился, ему понравилась моя идея. Работали мы дружно, у нас не было конфликтов. Дело мы сделали и остались друзьями, что по нынешним временам большая редкость! И, думаю, если мы доведем этот фильм до зрителя, надеюсь, и тогда не поссоримся. Дай Бог, все получится, и это будет моя 25-я картина, после которой можно в принципе и заканчивать кинокарьеру.

– Заканчивать карьеру? Но почему?

– Да, я планирую уйти из режиссуры. Кино, я считаю, такое тонкое искусство, в котором необходимо уступать дорогу молодым. А я себе нашел уже другое дело: этой осенью я открываю киноклуб «Эльдар» в Москве, на Ленинском проспекте, в здании бывшего кинотеатра «Казахстан». Там будет три кинозала, но, помимо этого, много «прибамбасов» и «приколов». Я планирую, что это будет место, в которое бы люди, придя один раз, хотели бы возвращаться снова и снова.

– Идея создания клуба принадлежит вам?

– Да, идея моя. Мэрия Москвы пошла мне навстречу: они выделили мне помещение и дали денег на его обустройство. Но киноклуб тем не менее будет собственностью Москвы, а я буду там председательствовать. Мы будем показывать фильмы, спектакли, устраивать ретроспективы и вернисажи художников. Я буду заниматься делом, которое близко к моей главной профессии и будет больше соответствовать моему возрасту.

– Эльдар Александрович, ваши картины пересматривает вновь и вновь многомиллионная аудитория нашей страны, а какой из ваших фильмов лично вам нравится больше других? Что вы чаще пересматриваете?

– В разные периоды жизни мне нравились разные картины. Когда-то мне нравилась картина «Берегись автомобиля», в другое время – «О бедном гусаре замолвите слово», потом «Небеса обетованные», из последних – «Старые клячи»… Но и другие свои фильмы я люблю. Я многодетный отец, а как можно относиться к своим детям? Я ни от одного из них не отрекаюсь: знаю все их недостатки и все достоинства лучше, чем любой критик, но никогда о них не говорю: это мое личное внутреннее дело. А что касается того, что я пересматриваю… Я стараюсь не смотреть свои картины. Как-то однажды, года 4 назад, я болел на Новый год и совершенно случайно попал на «Иронию судьбы», которую не смотрел до этого 20 лет. Честно говоря, раньше не понимал, почему люди смотрят фильм каждый Новый год много лет подряд, а тут, после просмотра, я сказал жене: «Знаешь, я начинаю понимать свой народ! Действительно, неплохо тот парень работал в свое время!».

Справка «НИ»

Эльдар РЯЗАНОВ родился 18 ноября 1927 в Куйбышеве (ныне Самара). В 1950 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Григория Козинцева). Работал в документальном кино, снимал сюжеты для киножурналов, а в 1956 году на киностудии «Мосфильм» снял новогоднюю комедию «Карнавальная ночь», которая принесла ему известность. На счету режиссера 25 фильмов, среди них – «Гусарская баллада» (1962), «Берегись автомобиля» (1966), «Старики-разбойники» (1971), «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Ключи от спальни» (2003). В 1979–1985 годах Эльдар Рязанов вел телепередачу «Кинопанорама» (покинул ее по политическим соображениям, обвинив редакцию ЦТ в цензуре). С 2001 года он возглавляет Академию кинематографических наук. Эльдар Рязанов – народный артист СССР, дважды лауреат Государственной премии, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени, а также французскими орденами Почетного легиона и «Изящных искусств и литературы».

"