Posted 14 августа 2012,, 20:00

Published 14 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:32

Updated 8 марта, 05:32

Вестник искусства

Вестник искусства

14 августа 2012, 20:00
Сразу три экспозиции нынешнего лета связаны с именем Николая Рериха – художника, путешественника, общественного деятеля и философа. Музей-квартира Архипа Куинджи проводит выставку «Н.К. Рерих в филокартии и изданиях XIX–XX вв.», на которой представлены экспонаты из коллекции Исследовательского фонда Рерихов в Санкт-Пет

Значительная часть жизни Николая Рериха прошла в городе на Неве: здесь он родился, окончил знаменитую гимназию Карла Мая, юридический факультет Петербургского университета и Императорскую академию художеств. Воспитанник Архипа Куинджи, Рерих после кончины учителя в 1910 году первым заявил о необходимости создания мемориального музея в его мастерской. В одной из комнат открывшегося в 1992 году музея-квартиры Куинджи и развернута в эти дни камерная и необычайно яркая экспозиция, составленная из открыток и архивных документов, связанных с семьей Рерихов.

Произведения Николая Константиновича достаточно широко репродуцировали уже при жизни художника. Сам живописец называл открытки «легкокрылыми вестниками», которые «захватывали новые континенты народа» и «маленькими доступными вестниками искусства, легко входящими в любой быт». Будучи сотрудником комитета Общины святой Евгении, Рерих активно способствовал организации выпуска открыток, принесших в дальнейшем существенные доходы в копилку благотворительного фонда.

Открытки с репродукциями картин Николая Рериха, изданные Общиной святой Евгении, дополнены открытками комитета популяризации художественных изданий, а также многочисленными зарубежными изданиями. Особый интерес представляют открытки, посвященные II конференции Пакта Рериха – первого в истории человечества международного договора о защите культурного наследия, принятого 15 апреля 1935 года по инициативе русского художника. В экспозиции представлены также открытки с репродукциями картин сына художника – Святослава Рериха, фотографиями жены Святослава – «первой леди индийского экрана» Девики Рани и архитектурных достопримечательностей, относящихся к жизни и деятельности Рерихов в Северной столице.

Самой тиражируемой в России в дореволюционное время стала картина «Гонец» – дипломная работа художника, оригинал которой впервые за 115 лет можно увидеть в Петербурге на выставке «Начало Руси. Славяне и варяги». Прямо с академического смотра картина была куплена для своей галереи предпринимателем и меценатом Павлом Третьяковым и навсегда «обосновалась» в Москве. «Гонец» стал первой картиной из серии «Славяне», написанной на сюжет древнерусской истории, и удостоился золотой медали. «Иллюстрация» же «родной истории» стала одним из приоритетных направлений в творчестве художника, считавшего славянскую и скандинавскую культуры близкими и взаимодополняемыми. Хрестоматийные, но от этого не менее впечатляющие полотна «Заморские гости», «Ярослав Мудрый», «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь», «Отшельник», «Василиса Премудрая» – это ни на кого из его современников не похожий «взгляд» Рериха на русскую историю, быт и уклад.

"