Рус
Eng
Дом, в котором…

Дом, в котором…

15 июля 2015, 00:00
Культура
Ия КУЛИКОВА
Работы по реставрации забора Дома Мельникова, который является филиалом Государственного музея архитектуры имени Щусева, начались на минувшей неделе. Год назад Дом Мельникова, памятник конструктивизма, получил статус объекта культурного наследия федерального значения. Охранный статус есть как у здания, так и у ограды,

Примечательно, что эта ограда была продумана архитектором до самых мельчайших деталей: так, существовало особое отверстие для писем, обратная сторона которого была прозрачной, для того чтобы даже из дома было видно, пришла корреспонденция или нет. Помимо этого, именно здесь был найден прообраз домофона, который называли «воздушным телефоном»: в специальную трубу гости приветствовали жильцов, после чего звук проходил под землей, по каналу и выходил в дом непосредственно к хозяину.

Дом преследовали всевозможные судебные тяжбы и перипетии. Сын Константина Мельникова, художник Виктор Мельников, умер в 2006 году, после чего судьба дома была полностью во власти его дочерей – Елены Мельниковой и Екатерины Каринской, разбирательства которых между собой длились больше восьми лет. И все это несмотря на то, что в последнем завещании Виктора Мельникова черным по белому было прописано его решение о передаче всего имущества в государственную собственность музею отца и сына Мельниковых, которым и должен был стать причудливый дом в Кривоарбатском переулке.

Так или иначе, ситуация разрешилась 21 октября 2014 года, когда незаконно проживающую в доме Екатерину Каринскую выселили сотрудники Музея архитектуры имени Щусева. Дабы выселить нерадивого жильца, дирекция Музея архитектуры обращалась в прокуратуру, и по запросу Федеральная миграционная служба аннулировала регистрацию женщины. Широко известно, что Екатерина Каринская проводила в доме ремонтные работы, из-за чего впоследствии была утрачена оригинальная конструкция кровли, а также отопительной системы. Также она выносила музейные предметы на сторонние выставки, не занималась оформлением ни страховых документов, ни составлением описей и актов передачи вещей. Поэтому были выявлены серьезные расхождения с описями, которые были составлены Виктором Мельниковым в конце 1990-х годов, а часть живописи и графики, скорее всего, просто исчезла.

Сейчас представители музея Константина и Виктора Мельниковых говорят, что ограждение уникального произведения искусства находится в крайне плачевном состоянии из-за проведенных в 1966 году некачественных работ по его воссозданию. В марте текущего года проводилось обследование ограждения, по окончании которого было принято решение о разработке проекта реставрации исторической ограды. Эту задачу взяло на себя архитектурное бюро «Рождественка». «Ну казалось бы, пустяк, да? Ограждение. На самом деле – научно-исследовательская работа с архивными материалами, с теми источниками, которые сохранились» – так прокомментировала ситуацию директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина. Реставрационные работы планируется закончить к сентябрю 2015 года.

Напомним, что Константин Мельников – один из ярчайших представителей движения советского авангардизма. В конце двадцатых он построил для своей семьи одноквартирный дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке. Необычной узорчатой кладкой были выложены стены сооружения, и из-за этого в здании получилось около 100 шестиугольных проемов. Оригинальное застекление не сохранилось – в годы войны в здание Театра имени Вахтангова, который находится рядом, на Арбате, попала бомба, и взрывная волна выбила окна в особняке Мельникова. К сожалению, документации по проекту практически не осталось, а посмотреть, как изначально выглядело ограждение у знаменитого дома, можно лишь на фотографиях 30-х годов ХХ века.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter