Posted 14 июля 2014,, 20:00
Published 14 июля 2014,, 20:00
Modified 8 марта, 04:17
Updated 8 марта, 04:17
Джордан Элленберг разработал индекс Хокинга на основании данных Popular Highlights – опросов пользователей интернет-магазина Amazon и его ридера Kindle, которые регулярно делятся самыми значимыми и интересными, на их взгляд, отрывками и мыслями из прочитанных книг.
Профессор Элленберг пришел к логичному выводу, что если все интересные места и мысли приходятся на вступление или начало книги, то это значит, что мало кто из читателей дочитал ее до конца. Математик взял номера страниц с пятью наиболее важными отрывками по каждой книге и вывел из них среднее арифметическое, которое затем разделил на общее число страниц в книге.
«Чем больше номер страницы, тем больше оснований предполагать, что читатели прочитывают большую часть книги или всю ее целиком», – объясняет свою гипотезу математик в интервью Wall Street Journal.
Анализ бестселлеров этого лета показывает, что продаваемость и читаемость книг совпадают далеко не всегда. Например, рейтинг Элленберга по индексу Хокинга возглавляют два главных бестселлера июня: «Трудные выборы» – мемуары Хиллари Клинтон и «Капитал в XXI веке» – научно-популярное историко-финансовое исследование французского экономиста Томаса Пикетти. В мемуарах бывшей первой леди и экс-госсекретаря США 657 страниц, но не у многих читателей хватает терпения добраться до 33-й страницы. Индекс Хокинга «Трудных выборов» – 1,9%.
У «Капитала в XXI веке» индекс читаемости ненамного больше – 2,4%. Кстати, эта книга даже немного толще воспоминаний г-жи Клинтон – 696 страниц.
На противоположном конце рейтинга исключительно художественная литература. Самая читаемая книга, согласно индексу Хокинга, – «Щегол» Донны Тартт (98,5%), у которой все пять отрывков находятся на последних 20 страницах. Далее с большим отрывом идут «И вспыхнет пламя» Сьюзен Коллинз (43,4%), завершение трилогии, которое было успешно экранизировано – «Голодные игры: И вспыхнет пламя», а также «Великий Гэтсби» Скотта Фицджеральда, у которого индекс Хокинга составляет 28,5%.
Кстати, «Краткая история времени» Стивена Хокинга с 6,6% стоит в рейтинге за антибестселлерами Клинтон и Пикетти.
Вывод из рейтинга читаемости профессора Элленберга довольно прост. Следуя навязчивой рекламе, рассказам знакомых и просто элементарному стадному чувству, гласящему в данном случае, что читать следует то, что читают все, люди покупают рекламируемые книги и делают их бестселлерами. Однако, прочитав определенное количество страниц и поняв, что их «обманули» и что это им неинтересно, они или закрывают бестселлер, или стремятся побыстрее дочитать его до конца, чтобы спрятать подальше, но при этом делают большие купюры и пропускают куски текста или даже отдельные главы.