Posted 14 июля 2010,, 20:00

Published 14 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:09

Updated 8 марта, 07:09

Сезон обретений и авансов

Сезон обретений и авансов

14 июля 2010, 20:00
Сезон обретений и авансов

Театральный регистр явно пометит в своей летописи прошедший сезон праздничным цветом. Тут и впечатляющие работы мастеров, и целая команда амбициозных дебютантов. Сезон начался с пика – гастролей грандиозного литовского «Идиота» (показанного в Санкт-Петербурге и Москве). Много ставящий русскую классику, Эймунтас Някрошюс к Достоевскому обратился впервые. Когда-то о Мышкине – Иннокентии Смоктуновском говорили, что это «весна света», та весна, которая только предчувствуется в воздухе и освещении. У Эймунтаса Някрошюса весна находится в стадии цветения и буйства. Георгий Товстоногов поставил спектакль о положительно прекрасном человеке, от одного присутствия которого мир становится лучше. В постановке Meno Fortas речь идет не об одном прекрасном человеке, но о людях Достоевского. О людях с содранной кожей, которые ощущают каждую шероховатость, каждую зазубрину, каждую яму-ловушку этой жизни и взрываются любовью, отчаянием, болью. Рядом с накалом страстей, которыми живут герои Достоевского, практически любой ощущает свою душевную жизнь захудалым «запорожцем», который плетется по плохой дороге. Герои «Идиота» летят по жизни со скоростью гоночного автомобиля. Все проживается ими до конца, до донышка: вера в русский свет, жалость, которая «пуще любви», страсть и ревность. Рано или поздно эта сумасшедшая бескомпромиссная интенсивность каждого мгновения приведет к катастрофе. Но по-другому они не могут. Когда-то «Идиот» Товстоногова стал спектаклем, заложившим театральные пути ХХ века на десятилетия вперед. Жители ХХI века, мы обрели своего «Идиота» и своего Достоевского и нам еще только предстоит разгадывать его смыслы.

Спектаклем-прорывом стал «Изотов», поставленный Андреем Могучим. Путешествие героя пьесы Михаила Дурненкова «Заповедник» в свое потерянное прошлое превратилось в постановке Александринки в отважную экспедицию в поисках небывалого театра. Сомкнулись какие-то провода, сошлись на небе звезды, и на сцене Александринки возникла прекрасная сценическая конструкция, в которой высокие технологии прекрасно помогают детски-простодушной театральной игре (сценография Михаила Шишкина). А рядом Валерий Фокин создал свою еретическую и захватывающую остросовременную версию «Гамлета».

Московский сезон также на удивление мощно залажен и разнообразен. Римас Туминас поставил в Вахтанговском театре впечатляющего «Дядю Ваню», где одну из своих значительных ролей сыграл Сергей Маковецкий. Его дядя Ваня стал центром и оправданием вахтанговской постановки и одним из лучших Войницких русской сцены.

Адольф Шапиро обратился к последнему роману Ивана Гончарова, выстроив ясный спектакль-элегию, чьим камертоном стала Татьяна Марковна Бережкова – Ольга Яковлева. Ольга Яковлева сыграла образ той русской бабушки, на которой держится дом, держится род, держится земля; пока есть такая Бабушка, – властная, несгибаемая, мудрая, – сохраняется чин и лад жизни, и кажется, любое несчастье могут отвести эти руки.

После почти трехлетнего перерыва выпустил премьеру Миндаугас Карбаускис. Спектакль «Ничья длится мгновение» по роману Исхокаса Мераса выточен и отлакирован в каждой детали, как шахматная фигура. Выстроен и продуман в каждом ритмическом переходе, каждом изменении света, как шахматный этюд, аскетично не принимающий ничего лишнего. Миндаугас Карбаускис всегда умел «приручить» любых актеров. Все занятые актеры РАМТа – от дебютанта Дмитрия Кривощапова до премьера Ильи Исаева – играют тут легко, точно, с поразительным чувством ансамбля.

В этом году небольшая труппа РАМТа совершила настоящий подвиг: за год театр показал 13 премьер, из которых почти половина была поставлена режиссерами-дебютантами. Студенты мастерской Сергея Женовача (РАТИ) предъявили прекрасный уровень профессиональной подготовки и новые свежие голоса, оживившие наше театральное пространство. А несколько их спектаклей даже попали в десятку лучших постановок московского сезона. Кстати, впервые за долгое время эта десятка «лучших» собирается легко и без натуги.

По мнению обозревателя «НИ», десятка лучших спектаклей московского сезона 2009/2010 выглядит следующим образом:

1. «Дядя Ваня» (Театр им. Вахтангова, Римас Туминас)

2. «Ничья длится мгновение» (РАМТ, Миндаугас Карбаускис)

3. «Триптих» («Мастерская Петра Фоменко», Петр Фоменко)

4. «Медея» (МТЮЗ, Кама Гинкас)

5. «Метод Грёнхольма» (Театр Наций, Явор Гырдев)

6. «Обрыв» (МХТ им. Чехова, Адольф Шапиро)

7. «Чехов-Gala»(РАМТ, Алексей Бородин)

8. «Рыжий» («Мастерская Петра Фоменко», Юрий Буторин)

9. «История мамонта» (РАТИ, мастерская Олега Кудряшова, Екатерина Гранитова)

10. «Как кот гулял, где ему вздумается» (РАМТ, Сигрид Стрем Рембо)

Автор – театральный обозреватель «Новых Известий»

"