Posted 14 июля 2009,, 20:00

Published 14 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:31

Updated 8 марта, 07:31

Москвичи предпочитают гастролеров

Москвичи предпочитают гастролеров

14 июля 2009, 20:00
Москвичи предпочитают гастролеров

Одним из важнейших итогов прошедшего сезона можно считать открытие, что москвичи продолжают любить хороший театр. Как бы их ни старались от хорошего театра отучить. Годами столичную сцену атаковали «Слишком женатые таксисты», «Письма счастья», какие-то сомнительные бродвейские развлекалочки и антреприза, а альтернативой выступали унылые подвалы, где экспериментаторы новой драмы все ищут свой путь в искусство.

Конечно, приличная публика ходить в московские театры теперь опасается. В результате последние годы общим местом стали панические разговоры о падении интеллектуального уровня зрителей. Театральные деятели вздыхают, что в зале собирается публика, не знающая содержания «Трех сестер». Но никто не хочет признаться, что потратил довольно много усилий, чтобы выжить из зала тех зрителей, которые знают Чехова. Образованный зритель стал такой редкостью, что многие считают его вымершей породой. Потребовался фестивальный бум, чтобы выяснилось: было бы достойное предложение – и наш потребитель тут как тут.

Москву продолжают по инерции называть театральной Меккой. Но это гордое название теперь оправдывается не столько открытиями столичных сцен, сколько разнообразными «звездными пришельцами», появляющимися в нашей столице все более часто и регулярно. Главными событиями прошедшего сезона были гастроли великих коллективов. Один фестиваль передавал эстафету другому, и интеллигентные люди разного возраста вспомнили о существовании театров. И в зале вы с радостью обнаруживали своих коллег из соседних газетных отделов, знакомых преподавателей столичных вузов, математиков, философов, филологов, школьных учителей, художников, композиторов, студентов, старшеклассников.

Было немножко страшновато, но радостно наблюдать студенческую толпу, штурмовавшую зал, где шел «Макбет» Эймунтаса Някрошюса (вот уж театр, рассчитанный на самую высоколобую публику), привезенный фестивалем «Сезоны Станиславского». И даже сумасшедшие цены у театральных перекупщиков на «Братья и сестры» МДТ (чьи долгие гастроли организовала «Золотая маска») были свидетельством готовности московского зрителя к высокому театру.

Что говорить о долгих овациях, которыми приветствовались три замечательных балета из программы «Легендарные спектакли ХХ века» фестиваля «Золотая маска». «Сильви Гиллем Рассел Малифант Push», Last Touch First, поставленный знаменитым Иржи Килианом, и Impressing The Czar великого Уильяма Форсайта стали событием десятилетия и изменили наше представление о современном балете.

Выяснилось, что «высокое искусство» находит в Москве своего зрителя. Причем вне зависимости от жанра. Чеховский фестиваль в этом году сделал своей темой – «новый цирк». И оказалось, что этот практически отсутствующий в нашей стране жанр буквально за месяц обрел горячих фанатов (в профессиональной театральной среде особенно). Жоан Ле Гийерм, Матюрен Болз, семейство Чаплин явно с этого лета причислены к нашим святым. Про особую любовь к Пине Бауш или Роберу Лепажу и говорить не приходится.

На самой заре перестройки возникло подозрение, что все москвичи – поклонники китайского ширпотреба. Но появились возможности, и оказалось, что наши соотечественники быстро научились ценить качество. Похоже, подобные процессы происходят и в сфере театра. Фестивальные спектакли улучшают вкус театральной публики и поднимают планку. После Някрошюса и Форсайта, Додина и Лепажа, Сильви Гиллем и Матюрена Болза трудно смотреть на опусы столичных сцен сомнительного вкуса и несомненной беспомощности. Может быть, голосование рублем и ногами окажется более убедительным, чем слабые голоса столичных критиков, безуспешно призывающих к профессионализации во всех сферах нашего театра: от драматургии до уровня актерской подготовки. Надеюсь, московским театрам придется сильно подтянуться в будущем, чтобы не разделить судьбу линючих маек и топорщившихся перьями пуховок, во время оно наполнявших наши рынки.

Когда-то Джорджо Стреллер придумал красивый образ театра, прорывающегося к абсолюту: в эти минуты в зрительном зале сидит смерть – постоянный и главный зритель – и в знак признания мастерства она сдвигает ладоши в аплодисменты. И в этом сезоне на целом ряде спектаклей можно было приобщиться к театру в его полете.

Автор – театральный обозреватель «Новых Известий»

"