Posted 14 июля 2009,, 20:00

Published 14 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:31

Updated 8 марта, 07:31

Когда стены падают

Когда стены падают

14 июля 2009, 20:00
Европейская комиссия решила оригинально отметить 20-летие падения Берлинской стены, предложив современным российским художникам сделать произведения о нынешней Европе. Из конкурсных заявок было отобрано 20 лучших, которые теперь показывают в Доме художника. Конечно, организаторы акции предполагали, что художники всеми

Общий вид выставки «Европейская мастерская» – ее размах и настрой – определили два важных момента. Во-первых, то, что о кончине Берлинской стены, отсутствии границ и прочих приметах Евросоюза должны были высказаться художники из другого, «внеевропейского», лагеря. Понятно, большинство наших людей уже объездило Европу вдоль и поперек, иные оседали там на какое-то время. Но все равно для русского паспорта нужна дорогая виза, а Евросоюз быстрее усыновит Турцию и Белоруссию, чем держащую ее на нефтяном пайке Россию. Наверное, положение сторонних наблюдателей на шенгенском пиру заставляет россиян изыскивать на богатом столе испортившиеся продукты. Отсюда –глубокая и остроумная критика, которую запуганные арт-деятели не позволяют в адрес собственной державы.

С другой стороны, художники получили от Европы предоплату – каждый по 5 тыс. евро для создания оригинального произведения. В нынешних условиях большинство «сборных» проектов создаются из того, что давно лежит в мастерской, этот жест – реальный стимул к творчеству. Конечно, бронзовую статую на призовые деньги не отольешь (она в среднем обходится в 30 тыс. евро), но нечто большое и запоминающееся в ЦДХ соорудить возможно. Наши мастера как раз показали, что они не растратчики. И теперь мы имеем редкий образец монументальных инсталляций – такого размаха в галереях не увидишь.

Первое, что видят и запоминают зрители при входе в «Мастерскую» – упавший бетонный блок, из-под которого торчат ноги людей. По версии Юлианы Бардолимы и Сергея Воронцова, падение Берлинской стены сильно ударило по обывателям (поэтому распластанные манекены одеты в пижамы и домашние тапочки). Это, пожалуй, самый прямолинейный и грубый символ на выставке. Куда как более изобретательно поработал с европейской символикой Степан Субботин: из нее Степан соорудил желто-синюю полосу препятствий (нечто среднее между тренировочной площадкой для собак и полосой для военных). Вы, господа, конечно, можете попасть в Европу, но сначала попробуйте проползти через все остроконечные звезды с европейского флага и не распорите себе брюхо об острие евро. Наконец, самый тяжелый удар европейская открытость и предупредительность получает от Валерия Чтака, чья серия носит недвусмысленное название «В Европе может быть опасно». Художник решил спародировать надписи на табачных коробках, предупреждающие о вреде курения. С его точки зрения, такими надписями можно сопроводить все что угодно. Допустим: «шоколад портит зубы», или «переедание убивает» (хорошо подойдет для всей импортируемой в Россию продукции), или «просмотр этого фильма может оказаться пустой тратой времени». Мораль, как говорится, проста: от «заботы», возведенной в ранг государственной разнарядки, один шаг до запрета.

К слову сказать, стараниями кураторов большинство отобранных художников представляют молодое поколение, еще несильно потрепанное арт-бизнесом. Они еще способны на такие жесты, какие не вписываются в заказы. Его совершил Андрей Кузькин, придумавший инсталляцию с велосипедом: сначала перед посетителями возникает игрушечный набор велогонщиков, радостно крутящих педали (эдакая гонка «Тур де Франс» в миниатюре). За стеной, в небольшой комнате, установлен велосипед, на котором сидит сам художник, приводящий в движение динамо-машину (она, в свою очередь, дает ток игрушкам и нагревает камень – потому в комнате реального велосипедиста невыносимо жарко). Все это педалевращение, в общем-то, можно было бы привязать к Европе (мол, ее благополучие создается потом восточных гастарбайтеров), но автор от привязки категорически отказался. Что называется, и Европа не должна быть лишена чистого искусства.

Впрочем, по-настоящему художественный потенциал всего проекта можно было оценить только на вернисаже. Когда в ЦДХ нагрянули почти все европейские послы, ни один не выказал неудовольствия, а иные и вовсе танцевали под джаз-бенд. Было очевидно, что для них это только зона искусства, а не сфера политических амбиций. Когда в виновника торжества летит торт, лучшее, что он может сделать – обернуть все в чаплинскую комедию. В этом, собственно, главный урок «Европейской мастерской» – она остается мастерской и не превращается в зал суда или камеру.

"