Posted 14 июня 2015,, 21:00

Published 14 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:41

Updated 8 марта, 03:41

Музыка по-крупному

Музыка по-крупному

14 июня 2015, 21:00
Сегодня торжественным концертом в Большом зале Московской консерватории начнется Пятнадцатый международный музыкальный конкурс имени Чайковского. Он будет проходить в двух городах – Москве и Петербурге.

Конкурс финансируется отдельной строкой в госбюджете, на него планируется потратить более 300 млн. рублей. Как стало известно, российские власти ради этого конкурса (являющегося важной составляющей международного имиджа страны) приняли закон, предусматривающий упрощение въезда на территорию России участникам и членам жюри. Последним, в отличие от других претендентов на рабочие места, не потребуется сдавать экзамен на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ. Победителям конкурса и опять-таки членам жюри будет разрешен вывоз валюты без взимания таможенных пошлин. Это касается денежного вознаграждения и гонораров.

Соревнование, как всегда, пройдет в три тура. Оргкомитет во главе с Валерием Гергиевым объявил по шесть премий для пианистов, скрипачей и виолончелистов, по четыре – для певцов и певиц. Среди обладателей первых премий по всем специальностям (30 тыс. долларов) может быть объявлен один обладатель Гран-при (100 тыс. долларов).

По сравнению с прошлым конкурсом сумма Гран-при выросла больше чем в два раза. Говорят, что это самая большая конкурсная награда в музыкальном мире. Но ведь и конкурс Чайковского, как напомнил художественный руководитель Пятнадцатого конкурса Петер Гроте, тоже самый крупный в мире: здесь одновременно соревнуются по четырем направлениям.

Меломаны, которые не смогут попасть в концертные залы, без музыки не останутся: с конкурса организована постоянная онлайн-трансляция. После церемонии награждения 1 июля состоятся заключительные гала-концерты – 2 июля в Москве и 3 июля в Санкт-Петербурге. Гергиев дал участникам дополнительный стимул, заявив на пресс-конференции в Лондоне, что «будет наблюдать за выступлениями участников... и поможет самым талантливым конкурсантам в их дальнейшей карьере».

Заявление не противоречит мировой практике: достаточно вспомнить о вокальном конкурсе Пласидо Доминго, где знаменитый певец по окончании соревнований отечески опекает «своих» лауреатов. Да и сам Гергиев после победы пианиста Даниила Трифонова на прошлом состязании активно сотрудничал с этим пианистом.

«Конкурс Чайковского, безусловно, самый сложный из-за обширности и разнообразия программы», – считает победительница одного из прошлых смотров, знаменитая певица Альбина Шагимуратова. К примеру, сольная программа пианистов на первом туре длится не менее 40 минут. За время конкурса им нужно исполнить трудную обязательную программу: прелюдию и фугу из «Хорошо темперированного клавира» Баха, одну классическую сонату, одно или несколько произведений Чайковского по выбору исполнителя и три виртуозных этюда (Шопена, Листа и Рахманинова). Все требуется играть наизусть. Скрипачи, среди прочего, играют Баха плюс два каприса Паганини (проверка на технику). У вокалистов есть выбор, но какой! Арии из опер, кантат и ораторий, от Перселла и Генделя до Гайдна и Моцарта. На втором и третьем туре – XIX век, от бельканто до веристов, русская музыка от Глинки до Рахманинова. И романс Чайковского. Все произведения поют только на языке оригинала.

История конкурса имеет много страниц, на которых время написало и высокие творческие достижения, и серьезные претензии музыкального сообщества, касающиеся разного рода закулисных интриг и не всегда справедливого распределения наград. Тем не менее престиж состязания по-прежнему высок – поступило более 600 заявок из почти 50 стран. По итогам виртуального отбора были оставлены 239 соискателей. Разбираться с ними будут члены нескольких международных жюри, в числе которых – Ольга Бородина и Дебора Войт, Давид Герингас и Александр Князев, Вадим Репин и Николай Цнайдер, Барри Дуглас и Владимир Фельцман. И правнучка Рихарда Вагнера – Ева Вагнер.

За неделю до конкурса прошел дополнительный отборочный тур. Жеребьевка участников проводилась компьютером, чтобы никто никого не упрекнул в субъективности. С другой стороны, оргкомитет имел право – и этим правом воспользовался – пригласить к участию лауреатов других конкурсов уже без отбора. В результате к участию допущены 30 пианистов, 25 скрипачей, 25 виолончелистов и 40 вокалистов. Среди участников – Андрей Коробейников, которому публика 14-го конкурса устроила стоячую овацию, но он не прошел в финал, и Александр Лубянцев. Тот самый, кого, по мнению многих экспертов, тоже «засудили» на втором туре предыдущего конкурса, что вызвало гнев музыкальной общественности.

Члены оргкомитета в интервью намекали на особенно сильный состав участников в 2015 году. Денис Мацуев даже назвал уровень соревнований «беспрецедентным». Чтоб не упустить таланты и устранить кривотолки, решено – впервые в истории конкурса – прибегнуть к открытому голосованию жюри. Кроме того, «каждому конкурсанту будет предоставлена возможность говорить с каждым членом жюри, чтобы тот внятно объяснил свою позицию». Ученикам членов жюри участие в конкурсе запрещено. На последнем туре отменена многобалльная система оценок. Теперь при определении призовых мест будет просто «да» или «нет».

"