Posted 14 июня 2015,, 21:00

Published 14 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:41

Updated 8 марта, 03:41

Любовь под хлороформом

Любовь под хлороформом

14 июня 2015, 21:00
Белая комната ТЮЗа давно уже воспринимается пространством Синей бороды. Тут на наших глазах страдала и умирала Катерина Ивановна Мармеладова из «К.И. из «Преступления» Камы Гинкаса. Ростовщик пытался заново воскресить цепь поступков, приведших к самоубийству жены в «Кроткой» Ирины Керученко. В премьерном спектакле ТЮЗа

Тени по-разному умиравших в Белой комнате МТЮЗа женщин придают постановке Павла Артемьева особую напряженность. С первой же секунды пробуждения героини в тесном пространстве с заколоченными окнами понятно, что все для нее кончится плохо. Потому что тут иначе не бывает – место такое, нехорошее, гиблое место. И ни красота тут не поможет, ни талант, ни смелость…

Стрижка, облик, манера двигаться и говорить красотки-пленницы Миранды–Марины Ворожищевой продуманно отсылают к счастливой героине Натальи Варлей из «Кавказской пленницы», – спортсменке, комсомолке, красавице, беспечно ускользнувшей от своих похитителей в окошко. Всю первую часть спектакля Миранда кокетлива, наступательна, изобретательна и безжалостна по отношению к своему похитителю.

Похититель же Фредерик–Олег Ребров только жалко смущается, краснеет, мямлит и почти плачет от ее атак и неожиданных импровизаций. И меланхолично доедает несъеденный Мирандой завтрак. Прилизанные волосы, уложенные на прямой пробор, напряженно-дураковатое выражение лица, которое бывает у человека, прислушивающегося к неизвестному ему языку («Вы не некрасивы, но у вас мимика неприятная и некоторые черты», – отмечает в романе Миранда, разглядывая Фредерика). Черты – это про выделанную почтительность официанта, сквозь которую иногда прорывается злобная обида ущемленного ничтожества, и совсем редко – человеческая нежность.

Фаулз писал роман об ограниченном обывателе, который получает в свою власть нежную женскую душу, куда более развитую и восприимчивую, чем у него, и постепенно убивает ее своим соседством. В своем культовом фильме «Коллекционер» (1965) Уильям Уайлер следовал автору, создавая вывернутый вариант истории о красавице и чудовище, где чудовище шаг за шагом медленно истязало красавицу, становясь само все ужаснее и омерзительнее.

Тюзовская команда «Коллекционера», не отменяя невыносимой вины Фредерика, пытается понять какие-то человеческие нюансы поведения Миранды. Есть неназываемая, но ощутимая вина талантливого перед бездарным, богатого перед бедным, счастливого перед обделенным, здорового перед инвалидом. Миранда, одаренная талантом не только художественным, но и человеческим, – талантом легко и красиво жить, – не делает никаких попыток пожалеть своего мучителя (а ведь и он тоже мучается, пусть и омерзительными желаниями), понять его, представить его чувства. Она с ним кокетничает, дразнит его, пытается соблазнить и пристыдить, но ни на секунду не хочет «вжиться» в его душу, в его подполье. Она ранит его каждым словом, не замечая, что ранит (и это всего обиднее).

В романе Фаулза герой, покупая обручальное кольцо, заранее знает, что ему откажут, а он в свою очередь откажется дать пленнице обещанную свободу. В спектакле Фредерик предлагает Миранде кольцо абсолютно искренне. Предлагает с кольцом даже не себя, каков он есть, но себя, каким может стать, если сейчас в него поверят. Это кульминация его любви, кульминация его жизни…

Увы, Миранда слишком занята собой, своими мыслями, переживаниями, предвкушением скорого освобождения, чтобы «увидеть» партнера.

Парадоксально, но в спектакле понимаешь, что как «коллекционер» бабочек не видит в Миранде человека, а лишь объект своих чувств. Так и чуткая, возвышенная, прелестная Миранда не видит в похитителе человека, но только чудовищного Калибана. И каждый в результате становится таким, каким видит его партнер. Фредерик – чудовищным убийцей. Миранда – еще одним неподвижным экспонатом его коллекции.

Психологический этюд на темы Фаулза, остроумно задуман и сыгран молодыми актерами с вполне зрелым мастерством.

Второе действие стремительно раскручивает спираль их отношений к неизбежному финалу. Заболевшая во влажном подвале, надломленная Миранда умирает. А Фредерик начинает строит планы о поимке новой жертвы, к которой он не будет чувствовать никаких других эмоций, кроме желания унижать и властвовать…

"