Posted 14 июня 2006,, 20:00

Published 14 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

Соборное «Вожделение»

Соборное «Вожделение»

14 июня 2006, 20:00
Выставка «Искусство ХХ века», которая открылась в Музее современного искусства, приурочена ко Дням Вены. На один месяц в Москву привезены 54 графические работы лучших европейских художников, с которыми связано рождение модернизма и абстракции.

В то время как истовые православные после своих нападок на современных художников и всякого рода маргиналов с меньшинствами (суд над Тер-Оганьяном, процесс вокруг выставки «Россия-2», наконец, погром жалкой акции с названием «гей-парад») составили себе мировую репутацию ретроградов и душителей свобод, урок, преподнесенный им австрийцами, будет как раз кстати. Правда, боюсь, на эту выставку, развернувшуюся как раз напротив Высокопетровского монастыря, они не пойдут. А очень стоило бы.

Дело в том, что первоклассная графика лучших модернистов ХХ столетия – от Кандинского и Пауля Клее до Пикассо и Джакометти – происходит из коллекции католического священника Отто Мауэра (1907–1973), служившего в главном венском соборе Святого Стефана. Он прославился не только страстными проповедями в церкви, но и как меценат. После войны Мауэр собрал литографии, акварели, офорты и рисунки, которые составили целую галерею, переданную им родному собору.

Вкус и широта взглядов монсеньора под стать самому прогрессивному галерейному куратору. В его коллекции оказались и рисунок основателя венского модерна Густава Климта с портретом возлюбленной Адели Блох-Бауэр, и виртуозный детский портрет Пикассо, который художник в прямом смысле слова выполнил одним пальцем (так что криминалисты вполне могут насладиться пикассовскими отпечатками), и графика художников, которых нацисты считали страшно упадническими – Оскара Кокошки и Эгона Шиле. Особое почтение Отто Мауэр питал к абстракции: он смог получить несколько картинок Кандинского, Пауля Клее, экспрессивные литографии Арнульфа Райнера (например, «Иван Грозный»), композицию Жоржа Матье с теплой дарственной надписью. Иными словами, в собрании, оказавшемся в стенах Святого Стефана, нет ни религиозной зашоренности, ни попыток сгладить острые углы современности. Совсем не умиление порождают композиции Эрвина Рейтера «Вожделение в зеркале» (в качестве «вожделения» здесь показаны струящиеся линии волос) или «Одевание послушницы» Карла Хофнера, где эротики ничуть не меньше, чем в «Авиньонских девицах» Пикассо. Вместе с тем, помещенные среди других работ, они становятся частью напряженных поисков художников, по-своему передававших страдания и наслаждения ХХ века.

Монсеньор, в отличие от наших яростных защитников церкви, неплохо усвоил евангельскую истину: «И последние станут первыми». Те, кто сегодня кажется непокорным радикалом и злопыхателем, на самом деле при верном подходе и в исторической перспективе окажутся соратниками, а те, кого сегодня чтит двор, еще не факт, что займут место в церковных галереях.

"