Posted 14 июня 2005,, 20:00

Published 14 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Архитектор – это не строитель

Архитектор – это не строитель

14 июня 2005, 20:00
В российской столице завершилась Международная выставка «Арх-Москва». Вручены призы лучшим отечественным проектам. Но подлинными героями смотра стали не российские мастера, а западные звезды архитектуры.

В Доме художника редко бывают такие аншлаги. Все выходные у подъезда выстраивались длиннющие очереди, спекулянты торговали билетами в три раза дороже номинала. У дверей, ведущих в аудиторию, где шли выступления приглашенных на выставку западных звезд, пришлось выставлять вооруженную охрану – на лекцию Даниэля Либескинда и Захи Хадид пришло в пять раз больше слушателей, чем может вместить зал ЦДХ. По правде говоря, у Захи Хадид и у Даниэля Либескинда выступления были похожи как две капли воды. Обе звезды говорили о космополитизме современной архитектуры, отдавали дань уважения российскому конструктивизму и высказывали надежды поработать в Москве.

В этом году «Арх-Москва» зримо показала, что архитектура прекратила быть уделом специалистов – чертежников и инженеров, а превратилась в модное занятие, где обкатываются чисто дизайнерские идеи и образы. Взять, например, проекты голландца Ларса Спайбрука, демонстрируемые в специальном разделе выставки. Сначала он представляет проект башни, которая изменяет цвет в зависимости от «настроений горожан» (настроение определяется с помощью интерактивного опроса). Затем предлагает построить пустой павильон, который «генерирует различные звуки». Другими словами, уровень проектов сегодня определяется не их прикладными качествами, а остроумием мастера.

...жюри предпочло «Дом престарелых футболистов» Александра Бродского.

Эту тенденцию в полной мере уловили и отечественные зодчие. «Архитектор – это не строитель, он художник и артист», – видимо, именно так рассуждали члены жюри, когда присуждали диплом первой степени проекту Александра Бродского «Дом престарелых футболистов». Суть проекта очень проста: внутренний двор четырехугольного строения превращен в футбольное поле, где растет старое дерево. Проект больше напоминал детский рисунок, а не чертеж мэтра. В номинации «Лучшая некоммерческая экспозиция» главный приз получила экспозиция Влада Савинкина и Владимира Кузьмина «Протофайлы», где были выставлены обычные деревянные бруски или в буквальном смысле слова топором обработанные доски, – все это подавалось как возврат к истокам естественной архитектуры. Кстати, именно этот дуэт и оформил всю некоммерческую экспозицию «Арх-Москвы» в Доме художника.

Помимо чисто «артистических» проектов, дипломы получили и вполне реальные «народные» постройки. Так, первой премии удостоился Дом на Мосфильмовской улице, сконструированный бюро Сергея Скуратова. Это здание явно вписывается в мировой контекст и очень напоминает те самые мемориальные башни, что собирается поставить Либескинд в Нью-Йорке.

На фоне таких архитектурных успехов и ироничных проектов только одна деталь омрачила праздник «Арх-Москвы». В последний день выставки «круглый стол» провела английская организация «Сэйв», которая занимается охраной памятников. Как выяснилось, по мнению западных аналитиков, в Москве сложилась критическая ситуация с охраной памятников: уже и для стороннего взгляда ясно, что замена подлинных архитектурных шедевров муляжами – культурное преступление. Англичане решили выставить московский позор на показ всему миру – издать в сентябре бюллетень по ситуации с исторической архитектурой в столице России.



На что похожа «архитектурная» Москва?

Даниэль ЛИБЕСКИНД, американский архитектор, автор нового проекта Всемирного торгового центра в Нью-Йорке

«Теперь невозможно вести разговор о «чистой архитектурной форме». Я еще не видел ни одного проекта, который на практике не оказался бы измененным. Что уж тут говорить о проекте для такого мегаполиса, как Нью-Йорк. Единственное, что остается талантливому архитектору в этой ситуации, – сохранить личный почерк, какую-то часть проекта, которая бы кричала: «Это оригинальное, авторское решение!».

Заха ХАДИД, всемирно известный архитектор иранского происхождения, лауреат Притцеровской премии

«Сегодня исчезают национальные и географические различия в архитектуре. Точно так же, как исчезают языковые и политические границы. Еще будучи студенткой, в 1970-е годы я приезжала в Москву. Это был закрытый город, наш гид ничего не мог толком объяснить и показать. Теперь это такой же мегаполис, как Нью-Йорк. Думаю, приглашение иностранных архитекторов для космополитической столицы – дело нормальное и даже необходимое».

"