Posted 14 мая 2012,, 20:00

Published 14 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:29

Updated 8 марта, 05:29

Между Сциллой и Харибдой

Между Сциллой и Харибдой

14 мая 2012, 20:00
Со второй половины августа по конец мая отечественное киноискусство исчезает из поля зрения, уступая место суррогатам – прибыльным комедиям и провальным военным фильмам. Первые признаки жизни оно обнаруживает лишь на «Кинотавре» в Сочи. В полнометражной конкурсной программе 23-го Открытого российского кинофестиваля – р

По словам президента «Кинотавра» Александра Роднянского, политика фестивального отбора заключается в том, чтобы дистанцироваться от «русского артхауса» и от «русского жанра», то есть найти картины, которые, с одной стороны, отмечены авторской оригинальностью, а с другой – пользуются инструментарием массового кино. Судя по «говорящей» фотографии президента в фестивальном пресс-релизе, где он взялся двумя пальцами за горло, найти золотую середину меж двух стульев – дело непростое.

Тем не менее в конкурс полного метра собрали 15 картин. В отличие от прошлых лет, когда было много дебютов и много дебютанток, на этот раз женских работ только две – картина бывшей «параллельщицы» и экстремалки Светланы Басковой о рабочем профсоюзе с соответствующим названием «За Маркса», и комедия о женской дружбе Авдотьи Смирновой «Кококо». Дебют же, строго говоря, всего один – «четырехсюжетная» социальная драма Всеволода Бенигсена «Аварийное состояние», да и ее включили последней.

С другой стороны, ряд участников конкурса дебютировал на прошлых «Кинотаврах», а сейчас представляет вторые-третьи картины – Василий Сигарев с фильмом «Жить» и Алексей Мизгирев с «Конвоем» (эти две ленты уже засветились на зарубежных кинофорумах), Виктор Шамиров с фильмом «Со мною вот что происходит», Сергей Мокрицкий с «Днем учителя» и Борис Хлебников, неожиданно снявший комедию «Пока ночь не разлучит».

Если коммерческим картинам свойственна тяга к перемене мест (один эпизод снимаем на Гавайях, второй – в Гренландии, третий – в Австралии), то авторское кино нередко тяготеет к замкнутым пространствам, локальным сюжетам и новеллистической форме, соединяющей разрозненные истории. Две конкурсные работы прямо так и называются: «Рассказы» Михаила Сегала и «Три истории о моих соседях» Дмитрия Фикса. А третья – «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева – отсылает к их же прогремевшей картине «Я тебя люблю», в которой несколько непрофессиональных актеров, играющих самих себя, чистым русским матом рассказывали о своих любовных опытах.

20 лент включено во вторую конкурсную программу «Короткий метр». Главным образом это «коты в мешке», но два из них вызывают априорный интерес – «GQ», где в роли режиссера значится Андрей Мерзликин, и «Ноги – атавизм» Михаила Местецкого, в прошлом году произведшего на «Кинотавре» фурор «Незначительными подробностями случайного эпизода».

Из внеконкурсных программ можно отметить ретроспективу Карена Шахназарова (ему присужден почетный приз «Кинотавра» за вклад в отечественное кино), подборку израильских фильмов, среди которых «Дети Сталина» (!) и «Ленин в Октябре» (!!), девятнадцать немецких короткометражек, «Ночь пожирателей рекламы», а также сборник коротких блокбастеров «Фьюче Шортс».

Интеллектуальная часть фестиваля включает три «круглых стола», на одном из которых представители Фонда кино попытаются вступить в диалог с непримиримой оппозицией, считающей, что он выбрасывает на ветер государственные деньги, на другом поговорят о том, почему зрители не смотрят отечественные фильмы, а на третьем – о связях между кинематографом и современным медийным пространством. Кроме того, желающие смогут посетить спецкурсы по драматургии, режиссуре, производству и продвижению фильмов. А также узнать, как на самом деле выглядит Россия в зеркалах международных фестивалей, которые, по мнению многочисленных невежд, показывают нас исключительно в черном свете.

"