Posted 14 мая 2012,, 20:00

Published 14 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:29

Updated 8 марта, 05:29

Шоу из бабушкиного сундука

Шоу из бабушкиного сундука

14 мая 2012, 20:00
Самая нежная и лиричная оперетта Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» обрела новую жизнь на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии в постановке всемирно известного венгерского режиссера Миклоша Синетара. Приглашение венгерских постановщиков – удачный (напомню, что и крупнейшие представители неовенской оперет

«Фиалка Монмартра» стоит в истории классической оперетты некоторым особняком: две равноправные героини (по закону жанра примадонна должна быть одна), реалистический сюжет, реальные исторические персонажи (художник Делакруа, поэт Мюрже и композитор Эрве) и совсем не опереточная (обе героини влюблены в одного мужчину) любовная история. В основе либретто бестселлер середины XIX века «Сцены из жизни богемы», принадлежащий перу французского поэта и прозаика Анри Мюрже. Герои романа оказались привлекательны не только для читающей публики, но и послужили вдохновением для композиторов-современников Джакомо Пуччини и Руджеро Леонкавалло, увековечивших их в своих операх «Богема» (1896) и «Жизнь латинского квартала» (1897), которые сам поэт, не доживший и до сорокалетия, так никогда и не услышал.

Оперетта «Фиалка Монмартра» была написана Кальманом в 1930 году. На историю из жизни французской богемы наслоилась его собственная история – финал многолетнего романа со звездой немого кино Агнес Эстерхази и встреча с последней любовью его жизни 17-летней дочерью русских эмигрантов Верой Макинской. В покидающей ради славы и денег нищего художника красавице Нинон проглядывает кинодива Эстерхази: урожденная графиня не пожелала становиться «просто» мадам Кальман и портить фигуру родами. Уличная певица Виолетта напоминает отвагой и изобретательностью никогда не отчаивающуюся юную танцовщицу, ставшую впоследствии женой короля оперетты и матерью его детей.

…Когда один из героев спектакля – делающий ставку на внешний антураж директор театра – отмахивается от тушующегося дебютанта Эрве: «Кого интересует музыка?!» – стоит признать, что в чем-то он, без сомнения, прав. И пусть в отличие от условных зрителей нераскрученной на тот момент оперетки Эрве поклонники Кальмана знают его шлягеры на зубок, за «чистой» музыкой люди идут все-таки в концертный зал, в театр приходят за действием. Но именно действие (оркестр под управлением Андрея Алексеева играет прекрасно!), в версии г-на Синетара, существенно пробуксовывает. Герои меняют местоположение, обмениваются репликами, поют и даже изображают нечто похожее на танцы (хореография Ене Лоусеи более походит на пантомиму), но фатальная старомодность постановки и отсутствие внутреннего ритма полностью лишают действие хоть какого-то движения. Даже декорации, выполненные в эстетике импрессионизма и те «передвигаются» гораздо бойчее. Актеры лезут из кожи вон, но чувствуют себя крайне неуютно: «антикварное» шоу для пожилых адептов жанра им глубоко непонятно и чуждо. И если премьер Московской оперетты Олег Корж (художник Рауль) пытается хоть как-то актуализировать безжизненный набор мизансцен, сделав ставку на природный шарм плейбоя, то лучший петербургский каскадник Иван Корытов (композитор Эрве) выглядит крайне бледно и растерянно. Явной неудачей постановки стало и отсутствие контраста между двумя центральными героинями: обе роли были поручены актрисам ярко выраженного лирического амплуа. Героически (и практически в одиночку) борется с вялым действием живая и артистичная Валентина Михайлова (Виолетта), но одного яркого пятна на трехактную оперетту все-таки маловато. Разве что ближе к развязке, на радость вконец истосковавшимся героям и зрителям, второстепенные персонажи разыграли-таки несколько забавных жанровых сценок.

"