Posted 14 апреля 2015,, 21:00

Published 14 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:47

Updated 8 марта, 03:47

Режиссер Константин Бронзит

Режиссер Константин Бронзит

14 апреля 2015, 21:00
В воскресенье один из самых именитых отечественных мультипликаторов Константин Бронзит отметил свое 50-летие. Режиссер фильма «Алеша Попович и Тугарин змей», художественный руководитель студии «Мельница», автор ряда блестящих фестивальных короткометражек, Константин Бронзит представлял в Москве в День космонавтики свой

– Константин, вы многого достигли и в зрительской мультипликации, и в фестивальной. Остались ли нереализованные мечты, амбиции? Возможно, «Оскар»?

– А есть режиссер, который не хочет получить «Оскар»? Другое дело, какой-то мудрец сказал, что награды нужно получать молодым. И это правда. В 45 та или иная награда звучит в тебе не так же, как в 25. Сегодня уже мое отношение к призам изменилось. Я понимаю, что не они делают человека счастливым. И даже само творчество не делает человека счастливым, как ни странно.

– А зачем тогда снимать кино?

– Это главный вопрос: «Зачем я это делаю?» Я вспоминаю слова Вани Максимова (режиссер-мультипликатор. – «НИ»), которого спросили, зачем он делает мультфильмы, и он сказал: «Чтобы ездить по фестивалям и нравиться девушкам». Гениальный ответ. И очень правдивый. В последние несколько лет я понимаю, что цель жизни уж точно не в том, чтобы как можно больше выдавить из себя фильмов. Мне вообще фильмы даются все реже и реже, все с большим и большим трудом. И тому есть причины. Сам того не зная, Юрий Норштейн меня научил, что задача каждый раз должна повышаться. Все время нужно неровно дышать над тем, что ты делаешь. И когда ты платишь эту дорогую цену, работать становится все сложнее и сложнее. Я испугался, почувствовав это. И честно понял, что не хочу доходить до края. До того космического творчества, которое тебя сожрет с потрохами. Я вспоминаю слова Толстого, сказанные им молодому Бунину: «Пишите, молодой человек, пишите, если вам так хочется, только помните, что это не должно быть целью жизни». Не должна быть мультипликация целью жизни.

– Мне вот тоже вспомнилась одна афористичная фраза: вроде бы Сэлинджер говорил, что для него опубликовать книгу – то же, что пройтись голым по Нью-Йорку. Есть такое чувство?

– Это абсолютная правда. Когда делаешь то, что тебя волнует, тебе нужно прилюдно что-то обнажить. Я в принципе не люблю присутствовать на публичных просмотрах своих фильмов. Мне все время немножко стыдно. Давно еще я жаловался Толе Прохорову (культуролог, художественный руководитель проекта «Смешарики». – «НИ»): «Что же это делается, я страдаю, когда делаю кино, потому стремлюсь к идеалу, а он недостижим, а потом сижу в зале и опять страдаю. Почему я все время страдаю?» Ответ был такой: «Костя, ты как разумный человек понимаешь, что твои фильмы не лишены недостатков. И у тебя ощущение, что только их ты и выставляешь напоказ». Так оно и есть. Я это осознал, но болезнь все равно не прошла.

– С коммерческим кино все так же?

– Нет, это совсем другая история. Есть авторское кино, где ты решаешь какие-то свои задачи. А есть продюсерское. И там простая цель – заработать денег. Мне кажется, нормальный профессионал должен уметь это в себе делить. Иметь этот тумблер для переключения.

Кадр из нового мультфильма Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса».

– Но, например, студии Pixar, кажется, удается вкладывать в коммерческое кино нечто личное…

– Действительно, есть ощущение, что в их фильмах выплывает что-то такое человечески некоммерческое, особенно в таких фильмах, как «Вверх». Они умные люди, и поэтому они пытаются налить эти два содержимых в один сосуд.

– Почему в России так делать не получается?

– Не хочется все сваливать на бедность, но это одна из причин. Очень маленький бюджет на все, а задачи ровно такие же: сделать полнометражную картину… И времени в результате не хватает. И подумали бы, и поправили бы, все ведь видят ошибки. Но некогда. С бюджетом в 2–3 миллиона долларов большая студия может работать год-полтора от силы. И либо мы успеваем за это время сделать фильм, либо мы расходимся. И тут уже, конечно, не до высоких задач. Это не означает, что люди халтурят…

– Но помедитировать нет возможности…

– Да, помедитировать, отстраниться, переделать две трети фильма… Нет такой возможности. Pixar делает фильм лет пять. Мы так не можем, мы прогорим.

– Сейчас государство хочет и ждет, чтобы мультипликация и кино в целом занимались воспитанием патриотизма. Как вы к этому относитесь?

– Если власти озабочены патриотизмом подрастающего поколения, то начинать нужно не с кино, а с образования. Культуре ни в школе, ни в институте не учат. Детям не разъясняют даже базисных позиций: что такое искусство, как его потреблять, как его анализировать. Они могут посмотреть «Винни-пуха» и не понимают, что они увидели. И никто им этого не объяснит. Спросите школьного учителя, о чем фильм «Сказка сказок», он поплывет, уверяю вас. Мы пытаемся тут делать какие-то новые «Сталинграды» за гигантские миллионы и не в состоянии детям объяснить, о чем фильм «Сказка сказок». Давайте начинать прежде всего с образования. Пора самим учителям сесть за парты. Но и это не все. Смотрите. Идет ребенок домой из кинотеатра, где он посмотрел «Сталинград». А в парадной пахнет мочой. Мы что хотим ему фильмом донести? Как родитель может объяснить ребенку, почему на его родине все время пахнет мочой в подъездах? И плевать на кино. Буквально вчера прочитал реплику Петра Мамонова о том, что сколько ты ни выпей литров святой воды, если ты не меняешь своих мыслей, своего сердца, своей жизни, все без толку. Так и с кино. Мы не с того конца заходим.

"