Posted 14 апреля 2013, 20:00
Published 14 апреля 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:07
Updated 8 марта, 05:07
«Легенда 17» – название многообещающее. Точнее, обещающее поставить легенды на конвейер, поскольку при наличии госзаказа на патриотическую тематику желающих влиться в струю кинематографистов будет предостаточно. А уж материал найдется – тем более что для масс и массового кино легенды важнее реальности. Из любой победы можно сделать матч века, а из любой катастрофы – извлечь на выбор миф о вредительстве, как в 30-е годы прошлого века, или миф о героизме, как в 1970-е.
В случае с Харламовым, к счастью, сильно лукавить не пришлось. Ну, умолчали о том, что победно начатая суперсерия матчей СССР – Канада в 1972 году закончилась поражением в финальной игре и проигрышем в общем счете матчей. Оставили за кадром непарадную смерть героя в ДТП. Позволили себе не слишком политкорректный намек на то, что канадские хоккеисты играли, как быки, а советские хоккеисты – как тореадоры, хотя «организатором победы» канадцев в 8-матчевом марафоне был не вышибала Бобби Кларк, гориллобразная имитация которого носится по экрану, а элегантный Фил Эспозито, которого в кино не взяли. Но ведь наши профи и вправду доказали, что умеют побеждать родоначальников хоккея, причем несколько более гуманным способом, нежели Александр Невский на ледовом побоище. Отдельное спасибо Лебедеву, что ограничился намеками на корриду (притом мотивированную испанскими корнями Харламова) и не поддался искушению проиллюстрировать свое кино кадрами Тиссэ и музыкой Прокофьева из эйзенштейновского фильма о легендарном полководце. Что наверняка сделал бы на его месте тоже окончивший ВГИК депутат Литвинцев, автор ископаемого проекта изгнания американских фильмов из проката.
Ледовые побоища вышли эффектными благодаря постановщику спортивных сцен канадцу Джоди Стейсеку и польскому оператору Иреку Хартовичу, которые закрепили миникамеры на хоккейном снаряжении и тем самым поставили зрителей на место не только игроков, но также клюшек и шайб. С хоккейной тактикой и стратегией, правда, получилось хуже – примерно на том же уровне, на котором показываются перестрелки в боевиках. Красной нитью картины является линия натяжения между Харламовым в исполнении Данилы Козловского и тренером ЦСКА Анатолием Тарасовым, сыгранным Олегом Меньшиковым. Актеры справились со своей задачей на «отлично», а вот сценаристы, наделив героев сильными характерами, слегка обошли интеллектом, забыв о том, что хоккей, как и футбол, требует не только физических качеств и настойчивости, но и быстроты ума. Кажется, что им, как и экранному Тарасову, по душе «дедовской», он же пыточный метод закалки бойцов, армейские прообразы которого демонстрируются в «Цельнометаллическом жилете» Кубрика и «9 роте» Бондарчука. Хотя накачкой тренируются мышцы, а не мозги, которых в мире не хватает гораздо больше, чем силы. Зато в одном из начальных эпизодов Харламов со своим напарником Гусевым с нечеловеческой, а буквально обезьяньей легкостью висят на руках на канате меж двух котельных труб, а в финале Тарасов демонстрирует паранормальные способности, транслируя свою волю в Монреаль посредством магических пассов на московском катке.
Но это уже из области незапланированного комизма, которым всегда оборачивается чрезмерный пафос. В остальном создатели фильма могут отрапортовать Минкульту, правительству и президенту, что патриотический заказ выполнили с советским знаком качества. Особенно если зрители не подкачают.