Posted 14 апреля 2005,, 20:00

Published 14 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Ловись, песня

Ловись, песня

14 апреля 2005, 20:00
Международная ассоциация производителей фонограмм (IFPI) только что объявила о начале самой масштабной акции по борьбе с музыкальным интернет-пиратством. В ближайшее время ассоциацией будет подано около тысячи судебных исков в 11 странах мира, в том числе и против одной из крупнейших российских музыкальных «баз» – Allo

Юристы и программисты – такие не похожие друг на друга люди – продолжают бесконечную борьбу за свои интересы, развернувшуюся вокруг цифровой музыки, и прежде всего самого популярного на сегодняшний день аудиоформата – mp3. Адвокаты всеми силами пытаются признать незаконными очередные творения и ухищрения компьютерных спецов, уповая на тот факт, что свободное распространение музыки в mp3 бьет по карману композиторов, певцов, исполнителей и прочих правообладателей. «Программеры» лишь хитро улыбаются: запретить технологию распространения файлов невозможно, а вместо закрытого сайта легко открыть парочку новых. Таким образом, процессу можно лишь помешать. На больную мозоль наступают лишь особо «раскрученным» ресурсам, которые вложили много сил в собственную популяризацию.



Частный инспектор Сети

Тем не менее все больше пользователей Интернета, особенно его русского сегмента, сталкиваются с неожиданной для России проблемой – найти файл некоторых исполнителей через поисковую систему почти невозможно. А если и попадется нужная ссылка, то скаченный бесплатно файл зачастую оказывается либо укороченным, либо плохого качества (с так называемым низким битрейтом). Среди авторов и исполнителей до сих пор нет единого взгляда на проблему распространения музыки через Интернет. Кто-то специально выкладывает музыку на своих официальных сайтах, а кто-то считает, что поклонники должны покупать легальные компакт-диски, поскольку создание музыки – такой же труд, как и производство продуктов или ремонт холодильника, и он тоже требует оплаты. Последние сегодня имеют возможность отслеживать появление в открытом доступе нелегальных файлов со своей музыкой и пресекать их.

Переломным моментом стало создание пять лет назад Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Сразу же после создания общество, засучив рукава, принялось «зачищать» рунет от эмпэтришек (а также от текстов песен, размещенных без договора с авторами). РОМС – негосударственная организация из той же «серии», что и РАО (Российское авторское общество), и РФА (Российская фонографическая ассоциация). О том, как последние пытаются «трясти» деньги с владельцев ресторанов и маршрутных такси, «Новые Известия» писали уже не раз (см. «НИ» от 18 марта 2005 г. и от 26 октября 2004 г.). С появлением РОМСа владельцы музыкальных порталов схватились за голову. Цифровая музыка в рунете стала уходить в подполье.

Впрочем, по прошествии пяти лет может выясниться, что эта организация требовала соблюдения авторских прав без необходимых на то полномочий: законный представитель композитора Давида Тухманова Ирина Тулубьева заявила, что ее клиент не поручал РОМСу защищать свои права. Возможно, что и другие поэты и композиторы были просто поставлены перед фактом создания РОМСа. Не говоря уже о владельцах музыкальных порталов. Тем не менее каждый, кто хотя бы иногда занимается скачиванием музыки, плоды деятельности общества наверняка чувствует все больше и больше.



«Осел» вместо «Напстера»

На Западе ситуация с бесплатной музыкой еще хуже, чем у нас. Несколько лет назад прошел громкий показательный процесс над американской системой Napster – популярнейшим сервером по обмену mp3-файлами. Пользователи, находящиеся в Сети, посылали запрос на наличие нужной песни у других пользователей, в результате составлялась база песен, «находящихся в онлайне», и таким образом происходил взаимообмен. Такая технология называется пиринговой сетью, или системой p2p. После того, как Napster достиг гигантских масштабов и разросся по всей планете, «лавочку» прикрыли на том основании, что она нарушает авторские права. Попытки доказать, что Napster не содержит ни одного музыкального файла, а лишь служит для не запрещенного законом обмена информацией об их наличии у пользователей (сам файл качается уже не через сервер, а «напрямую»), ни к чему не привели.

Однако после закрытия одного Napster’а IFPI и другие структуры, призванные следить за соблюдением авторских прав, получили в ответ десятки аналогичных систем. Ведь запретить технологию невозможно. Можно лишь закрыть отдельный сайт. Наиболее популярными пиринговыми сетями сейчас являются emule (в простонародье – «осел»), ed2k, EDonkey, BitTorrent и другие. Чтобы закрыть их сайты, нужно долго судиться по каждому случаю, подобно «делу Напстера». Несложно предположить, что после запретительного судебного решения в адрес одного сервера откроется несколько новых аналогичных серверов. Кроме того, пиринговые сети отличаются и некоторыми нюансами в технологии передачи информации. Эта информация может быть зашифрованной, а файл, как правило, «летает» по Сети не целиком, а разбивается на несколько частей, передается с компьютера на компьютер и лишь у конечного пользователя «склеивается» в полноценную эмпэтришку.



Интернет-подполье

Пиринговые сети более популярны на Западе, чем в России. Главный недостаток таких систем – пользователю необходимо быть хотя бы немного «продвинутым», чтобы освоить нехитрое программное обеспечение. Однако большинство меломанов не хотят забивать себе голову и жесткий диск лишними «программулинами». К тому же в России всегда проще найти какую-нибудь лазейку, чем городить огород. Главным «убежищем» нелегальных mp3 в нашей стране стали домашние сети. В любом районе любого крупного города есть как минимум одна «локалка». Отследить, что лежит на ее сервере (а лежат там, как правило, гигабайты музыки, фильмов и «софта»), ассоциациям невозможно. Домашние сети удобны еще и тем, что пользователи не платят за скачивание: файлы передаются не через Интернет, а по «местным проводам». Каждая уважающая себя «локалка» содержит богатейшую «музыкальную коллекцию», которая способна удовлетворить самые изысканные вкусы.

Кроме пиринговых и домашних сетей, российские mp3 робко разместились на ftp-серверах. Найти такой сервер с помощью стандартной поисковой системы типа Яндекса невозможно. Правда, сами файлы скрыть все же сложно. Поэтому многие подобные «свалки музыки» являются закрытыми ресурсами. Пароль для доступа передается «из уст в уста» – таким видом «пиратства» удобно пользоваться фан-клубам. Да и широкому кругу пользователей пароль вполне можно доверить: интернет-аудитория не бабульки у подъезда, жаловаться на Лубянку не побегут.

Чтобы всем было хорошо, российские владельцы известных музыкальных библиотек постепенно переходят на принцип, когда страничкой со своей музыкой управляют сами авторы произведений. Максим Мошков, создатель первой библиотеки рунета lib.ru, после серии скандалов решил действовать именно таким образом, причем это касается не только музыки, но и литературных произведений. Захотели правообладатели – выставили творчество напоказ, передумали – сами же и убрали.

Вот и музыканты – далеко не все из них возмущены тем, что их песни лежат в Интернете. Напротив, малоизвестные группы всячески стремятся «выложить» свои творения во Всемирную паутину на самое видное место, надеясь, что здесь в отличие от «реального мира», где господствуют злые и жадные продюсеры, их заметят и оценят. Более того, популярные музыканты и их саундпродюсеры сами часами качают из сети музыку в надежде уловить актуальные мировые тенденции или украсть удачный сэмпл, который можно вставить в новый альбом.

Таким образом, от репрессивных мер в отношении интернет-музыки пострадают и музыканты, и слушатели. В выигрыше останутся лишь воротилы мировой музыкальной индустрии, стремящиеся увеличить свои доходы. Недаром конкурирующие музгиганты планеты объединяются в ассоциации для борьбы с простыми пользователями.



Мнения

Алексей АЙГИ, композитор, лидер ансамбля «4’33’’»:
– Этот процесс нельзя остановить. Если люди хотят таким образом слушать музыку, то они будут это делать, невзирая ни на что. С другой стороны, сжатие файлов, неизбежное для их размещения в Интернете, и превращение музыки в этакий упакованный продукт, ни к чему хорошему не приведут. Получается, что это путь не к свободе музыки, как принято считать, а к ее еще большему форматированию. Музыка будет короче, в одной громкости, поскольку при сжатии файлов эти и другие нюансы теряются. А это довольно грустно.

Марина ХЛЕБНИКОВА, поп-певица, автор музыки и текстов:
– Сейчас бесплатно скачать песню из Интернета стало намного сложнее. Но ситуация с авторскими правами у нас по-прежнему ужасная. Заработать артисту в нашей стране можно только концертами. Не записями. Записать одну песню стоит 800 долларов. При этом нужно выпускать дорогие клипы. А рекорд-компании, которые выпускают музыку, – по сути, те же пираты. На Западе достаточно выпустить один шлягер и жить на доходы от него всю жизнь. Конечно, если у меня появится возможность получить авторские отчисления от скачивания mp3, будет гораздо легче.

Сергей НИКИТИН, бард, автор и исполнитель:
– Я спокойно отношусь к распространению музыки в Интернете. Недавно мне позвонили люди, которые занимаются распространением mp3 за деньги, и сказали, что они хотели бы, чтобы и я как автор и исполнитель что-то с этого имел. Звонок был неожиданный и, честно говоря, приятный. Но судиться я ни с кем не собираюсь. Жалко времени и сил. Надеюсь, что в людях проснется совесть.

Сергей ГАЛАНИН, лидер рок-группы «СерьГа»:
– Если кто-то очень далеко от нас и не может найти нашу музыку на носителях, добро пожаловать в И-нет, я – за. Но если кто-то делает на нас деньги, не стесняйтесь, звоните и делитесь!

Владелец сайта, распространяющего mp3-файлы (предоставил комментарий на условиях анонимности):
– К сожалению, закон в его нынешнем виде защищает не авторов, а правообладателей. Деньги получает кто угодно – производители фонограмм, лейблы, но только не авторы. Именно поэтому никто не хочет платить отчисления. Если бы я был уверен, что эти деньги дойдут до композитора, я бы однозначно заплатил. А так... Пока закон об авторском праве не поменяют, ничего в этой стране не изменится.

"