Posted 14 марта 2007,, 21:00

Published 14 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:48

Updated 8 марта, 08:48

Актриса Вера Васильева

Актриса Вера Васильева

14 марта 2007, 21:00
У Веры Васильевой – у одной из самых любимых и популярных актрис отечественного театра и кино – новая роль. Причем в кукольном спектакле. Точнее, в спектакле, где на равных правах с куклами участвуют и живые люди. В мелодраме «Странная миссис Сэвидж», которую режиссер Андрей Денников (не в первый раз выступающий за рав

– Вера Кузьминична, вы не боялись играть в пьесе, в которой в свое время в Театре имени Моссовета блистали Раневская, Марецкая и Орлова, а сегодня в Театре Российской армии эту роль играет Людмила Касаткина?

– Вы знаете, я про все постаралась забыть, ни на кого не смотрела, ни у кого ничего не заимствовала. Я постаралась более всего вчитаться в текст пьесы. Передо мной была задача – понять человека чистого и умного, который в нашем мире оказывается с этими свойствами беззащитным. Разумеется, мне очень помогали в этом и мои коллеги, и, безусловно, сам Андрей Денников – замечательный режиссер, который отличается от других руководителей тем, что не устраивает свои дела, как очень многие сегодня, а делает дело. Устраивать дела он не умеет.

– Мне показалось, что герои «Странной миссис Сэвидж» – кукольные персонажи, пациенты лечебницы «Тихая обитель» – это те же дети...

– Ну, что же, у меня о моем детстве, например, прекрасные воспоминания. Мое детство прошло с книгами Лидии Чарской и Клавдии Лукашевич. Я обожала «Княжну Джаваху» и «Мое милое детство». Эти книги мне впервые дала наша соседка по московской квартире, которая была, как тогда говорили, из «бывших». И она же привела меня первый раз в моей жизни и в театр, причем в оперный, к Станиславскому, и «Царская невеста» меня так поразила, что я не только стала петь дома все время, но и твердо решила стать актрисой. Хотя семья наша уж никак не была артистической – папа родом из деревни Сухой Ручей, где работал шофером, – я пошла в драмкружок.

– Вся ваша жизнь прошла на подмостках Театра сатиры...

– Да, после окончания Московского театрального училища я поступила работать в этот театр. Но сатира – это не моя стихия. Я увлекалась МХАТом, Малым, Камерным, восхищалась Аллой Тарасовой, Алисой Коонен, Марией Бабановой, Александром Остужевым... Но в Театре сатиры приняли меня очень хорошо, и я осталась. Хотя в то же время многие свои любимые роли сыграла на подмостках других театров: в Брянске – Дженни Герхардт, в Твери – Раневскую, в Орле – Кручинину.

– А какие роли любимые в Театре сатиры?

– Я очень люблю свою последнюю роль – Домны Пантелеевны в «Талантах и поклонниках» Островского. Эта героиня напоминает мне мою маму – такая простая русская женщина. И еще есть одна любимая роль – Графини в пьесе Жана Ануя «Орнифль, или Сквозной ветерок».

– Шесть лет назад, после почти полувекового руководства «Сатирой» Валентином Плучеком, в театр пришел новый главный режиссер. В каком состоянии сегодня находится театр?

– Александр Ширвиндт – очень опытный человек. Конечно, вы правы, ему достался театр в то время, когда ушел не только Плучек, но и ведущие артисты – Анатолий Папанов, Андрей Миронов. Но он ведет свой корабль уверенно потому, что он очень хороший хозяин. А это в театральном коллективе всегда весьма немаловажный фактор. Посмотрите, в коридорах ни соринки, на всех комнатах – таблички... Порядок!

– Действительно, «соринки» из вашего театра пытались «выносить» неоднократно. Достаточно вспомнить хотя бы скандальные мемуары Татьяны Егоровой...

– В каждом коллективе всегда есть свои проблемы. И выпячивать только их, выставлять лишь один только негатив, как сделала она, – зачем?.. Мне это кажется безнравственным.

– Принципиально не хотите участвовать в склоках и пересудах?

– «Не хочу» – звучит слишком капризно, знаете ли. Ко мне это просто не прилипает.

– Помимо работы в театре, вам немало довелось сниматься и в кино. И здесь тоже успех пришел быстро. После того, как фильм «Сказание о Земле Сибирской» вышел на экран, вас даже отметил сам товарищ Сталин...

– Да, это все правда. Но это было связано с тем, что фильм поддерживался с самых верхов, из Кремля, да и режиссером был сам директор «Мосфильма» Иван Пырьев – человек тогда всесильный. И вообще вся работа над картиной была по- настоящему праздничной, ибо и сама страна тогда находилась на послевоенном подъеме.

– Вдобавок еще и познакомились с первой актрисой Союза – Мариной Ладыниной.

– Да, но, знаете ли, это был тогда такой взгляд снизу вверх, потому что я-то была всего лишь начинающей актрисой, а она – богиней, действительно первой звездой экрана, наряду с Орловой. Так что особенного между нами общения не было. Она входила, я вставала со стула: «Здравствуйте, Марина Алексеевна!» Вот и все. Зато вот когда 50 лет спустя мы встретились у Наины Ельциной за обедом, то все было уже совсем по-другому, очень тепло и на равных.

СПРАВКА

Актриса Вера ВАСИЛЬЕВА родилась 30 сентября 1925 года в Москве. После окончания школы (в военные годы) пошла работать на завод. В 1943 году поступила в Московское городское театральное училище. Окончив его в 1948 году, стала актрисой Московского академического театра сатиры, которому предана до сих пор и в котором сыграла более 50 ролей. В кино дебютировала еще студенткой в фильме Константина Юдина «Близнецы» (1945). Всенародную славу ей принесла роль Насти в музыкальной комедии Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948), за которую она получила Сталинскую премию. Всего снялась примерно в трех десятках картин, в том числе в фильмах «Свадьба с приданым» (1953), «Я шагаю по Москве» (1963), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1973), «Карнавал» (1981). Одна из недавних ее работ – участие в сериале «Все смешалось в доме…» (2006). Народная артистка СССР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1951). Удостоена театральной премии «Хрустальная Турандот» и премии имени Яблочкиной. На протяжении 20 лет была секретарем Союза театральных деятелей, председателем социально-бытовой комиссии СТД.

"