Posted 14 февраля 2016,, 21:00

Published 14 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:06

Updated 8 марта, 03:06

Африканские беженцы и русские олигархи

Африканские беженцы и русские олигархи

14 февраля 2016, 21:00
Пресс-конференция Джанфранко Рози, автора итальянской документальной ленты «Пожар на море», которая была показана в первые дни Берлинского кинофестиваля, началась с оваций, которые, стоя, устроили журналисты. Редко, когда симпатии прессы выражаются столь открытым способом. Фильм, несомненно, в силу своей актуальности,

Речь в фильме Джанфранко Рози «Пожар на море» идет о самой на сегодняшний день животрепещущей для Европы теме – теме беженцев. Небольшой итальянский остров Лампедуза расположен в Средиземном море между Сицилией и Тунисом. Местность крайне непривлекательная – пустынная, плоская, застроена кое-как, телефонная связь с материком ненадежная, электричество то и дело отключают, погода часто ветреная, ураганы, дожди… В общем, радости мало. Но именно сюда рвутся каждый день из Африки сотни страждущих попасть в благословенную Европу. Остров является перевалочным пунктом, до которого добраться, однако, нелегко, лодки негодные, а море постоянно штормит, и итальянские спасательные службы ежедневно заняты тем, что либо вылавливают трупы, либо спасают тех, кто еще жив. Сотни нелегальных эмигрантов (семьи с кучей детей, беременные женщины, старики) – кому они нужны в Европе, на что они надеются? В сегодняшней переполненной беженцами Германии картина попадает в самый нерв острейшей проблемы.

Очевидно, что она и определяет тон, тематику и градус программ 66-го Берлинского кинофестиваля, хотя пока конкурс лишь нащупывает свой основной вектор. Очень привлекательной выглядит теплая, живая, свободная, необычная для арабского кино дебютная картина Мохамеда бен-Аттиа «Хеди» (Тунис – Бельгия – Франция), которая открыла конкурсную программу. Это очень простая история про клерка, покорного судьбе и обстоятельствам, младшего сына в семье, который привык всем беспрекословно подчиняться. Боссу, авторитарной матери, старшему брату и даже невесте, которую ему выбрала мать и которую он вроде как любит. Но, как часто это бывает, маленький человек долго молчит, а потом его прорывает. Замечательно меняется лицо Хеди (Маджид Мастура), мы почти не видели до сих пор его глаз, они все время были опущены, а на лице лежала печать уныния, подавленности и отсутствия желаний, и вдруг на нем появляется робкая улыбка, оно начинает жить. Нужен был лишь повод, и он нашелся – в командировке Хеди встретил яркую, раскованную женщину, влюбился и готов был изменить свою жизнь, вырваться на свободу…

На фоне двух этих очень человечных, живых, ярких картин совершенно выморочной показалась бесформенная, мутная фантастика Джеффа Николса «Полуночный особый» о восьмилетнем мальчике, наделенном сверхъестественными способностями, за которым охотятся религиозные экстремисты, полиция, ФБР и НАСА. Зрелище невыносимо скучное, неэмоциональное, хоть оно и претендует на то, чтобы быть ужастиком.

Кое-кто, посмотрев канадский «психологический триллер» известного квебекского режиссера Дени Коте «Борис без Беатрис» успокаивал себя мыслью о том, что «это хоть с юмором, хоть и невыносимо высокопарно». Действительно, если воспринимать всерьез страдания очень несимпатичного и весьма пожилого человека, которого выдают за красивого, сексапильного, в расцвете лет олигарха русского происхождения и у которого мать выглядит примерно так же, как и он, а вокруг него прыгают влюбленные в него женщины, то себя становится жалко – за кого, в конце концов, нас держат? Ну да, появление мистического пафосного Дени Лавана, который и в молодости красотой не отличался, а сейчас представляет собой что-то среднее между Квазимодо и Франкенштейном, можно принять за какую-то изощренную шутку, которую, возможно, отдельно взятые киноманы поймут. Или одно появление русского олигарха уже должно вызывать смех? Жена Бориса Малиновского впадает в тяжелую депрессию, непутевая дочка покуривает травку и якшается с богемой, мать требует внимания… Что уж тут смешного?

В первые дни фестиваля была показана довольно милая картина «Будущее» (Франция – Германия), которую поставила женщина-режиссер Миа Хансен-Леве. Изабель Юппер играет здесь женщину-философа лет сорока с небольшим, которая увлечена своей профессией и не прочь вступить в полемику со своими студентами. Правда, философия не очень помогает ей в реальной жизни.

"