Posted 14 февраля 2013,, 20:00

Published 14 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:17

Updated 8 марта, 05:17

Своими словами

Своими словами

14 февраля 2013, 20:00
Режиссер, а по совместительству председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин предложил буквой закона истребить нецензурные слова не только в средствах массовой информации, но и в произведениях искусства. А тех, кто ослушается и все-таки выразит свой творческий порыв крепким словцом, наказывать рублем.

Так, режиссер Виктор Мережко категорически против мата в произведениях искусства и считает, что использование нецензурной брани в книгах, спектаклях и фильмах необходимо запретить. «На мой взгляд, из-за того, что часто употребляется мат, русский язык обедняется и необходимые красивые слова заменяются просто набором бранных выражений, – сказал «Новым Известиям» кинематографист. – Матом в принципе уже стало можно разговаривать, а это ненормально». По мнению г-на Мережко, художественный образ, если в этом есть необходимость, нужно усиливать не матерщиной, а игрой и другими действиями персонажей.

Тем временем многие великие русские писатели не гнушались ввернуть в речь своих героев крепкое словцо. Взять хотя бы произведения Александра Солженицына, Венечки Ерофеева или «Озорные стихи» Александра Пушкина. Без мата порой не могут обойтись и на театральных подмостках. К слову, великий британский актер Лоуренс Оливье, сыгравший в сотне с лишним спектаклей и снявшийся в шести десятках фильмов, гордился тем, что именно он первым произнес со сцены слово fuck…

Герои «Игры в жмурики» Андрея Житинкина – два оставшихся на ночное дежурство работника морга – на протяжении всего спектакля разговаривали исключительно на народном языке. «Мы этим спектаклем поставили своеобразный лексический эксперимент. И буквально на восьмой-десятой минуте зрители, увлеченные игрой актеров, уже забывали о том, что они слышат», – рассказал «НИ» режиссер. Однако г-н Житинкин отметил, что перед каждым показом постановки он предварял выход актеров предложением покинуть зрительный зал подросткам и детям, а также готовил публику к тому, что они услышат. «Я всегда говорил, что это не язык театра, не язык актеров – это язык этих персонажей в предложенных обстоятельствах. Это как бы натуралистический взгляд на такого рода героев и их жизнь», – сказал режиссер, отметив при этом, что он категорически против того, чтобы нецензурная лексика звучала в общественных местах и в академических театрах. «Но если это экспериментальная история, если речь идет о предлагаемых обстоятельствах и персонажи по-другому разговаривать не могут, то употребление мата возможно», – добавил Андрей Житинкин.

Отметим, что инициатива Говорухина наложить вето на нецензурную брань, помимо всего прочего, продиктована желанием «защитить общественную нравственность». Судя по всему, данный законопроект, уже одобренный в первом чтении, будет защищать нравственность прежде всего подрастающего поколения, поскольку, как полагают депутаты, о том, что в языке есть бранные слова, дети узнают в первую очередь из СМИ, книг, фильмов и спектаклей, а вовсе не на улице, в школе или от собственных родителей.

Писатель Виктор Ерофеев сказал «НИ», что негативно относится к депутатской инициативе: «На мой взгляд, в художественном произведении может использоваться вся палитра нашего языка, в том числе и мат, который также является его частью». Писатель согласен с тем, что в СМИ, в общественной жизни нежелательно использование как матерщины, так и употребление любых других ругательных слов. При этом, по его мнению, драматизировать нецензурную лексику все-таки не нужно: «Почему у нас борются с матом? Потому что в нашей стране мат в основном воспринимается как язык агрессии, уничтожения. В то время как сами по себе эти слова не несут никакого агрессивного смысла. Мат – это не столько слова, сколько посыл. Козел – это животное, но, если я так кого-нибудь назову, этот человек обидится». По мнению г-на Ерофеева, борьба с матом может превратиться в его негативную сакрализацию: «Если слово запрещено, то им можно еще сильнее нанести пощечину».

«Мат в искусстве служит своего рода «мигалкой»

О своем отношении к употреблению ненормативной лексики «Новым Известиям» рассказал Игорь ВОЛГИН – литературовед, писатель, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. Ломоносова и Литературного института им. Горького, автор и ведущий программы «Игра в бисер» на канале «Культура»:
– Введение мата в литературу разрушает сам мат, который не предназначен для письменной речи. Мат – это стихия исключительно устной речи, некий сверхъязык. И мат хорош исключительно в малых дозах. Например, Маяковский всего дважды употребил мат в двух своих известных стихах, он таким образом просто взрывал художественную систему. Однако в любом публичном пространстве, в том числе на театральной сцене, мат недопустим. Если у того или иного творца не хватает средств самого искусства, он начинает употреблять нецензурную лексику, которая служит своего рода «мигалкой», привлекающей всеобщее внимание. Мат может употребляться, но в редчайших случаях, когда это продиктовано художественной необходимостью. Но когда он становится нормой, он становится буржуазен и пошл.
На мой взгляд, у искусства достаточно средств, чтобы не прибегать к этой радикальной мере. Мат будет существовать всегда, нечего вскрикивать по этому поводу. Но он должен знать свое место и, конечно, не должен становиться всеобщим заменителем. Но сейчас ненормативная лексика употребляется в театре, кино, на телевидении. Причем это становится нормой, вводится как обычная речь. Мат сейчас как допинг в искусстве. Раньше ведь существовало такое понятие, как иерархия языка, где можно употреблять мат, а где нельзя. А сейчас казарменный юмор и язык заполонили собой все. Обратите внимание: раньше человек понимал, что ругается, а сейчас молодежь ругается матом, даже не замечая этого. Это стало языковой нормой, которая поддерживается СМИ. Поэтому это должно регулироваться самим искусством, у него должна быть система внутренних запретов. Потому что искусство – это эвфемизм жизни и оно не равноценно самой жизни.
Записала Елена РЫЖОВА

"