Posted 14 февраля 2011,, 21:00

Published 14 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:38

Updated 8 марта, 06:38

Один за всех – и все для одного

14 февраля 2011, 21:00
На днях в Министерстве культуры рассказали, как будет выглядеть российский павильон на главном художественном смотре мира – Венецианской биеннале современного искусства. Для создания экспозиции пригласили знаменитого историка и куратора Бориса Гройса. Он, в свою очередь, выбрал в качестве героя проекта Андрея Монасты

Успокаивая слишком разгоряченных журналистов и критиков, заместитель министра культуры Павел Хорошилов заявил, что Россия не гонится на Биеннале за призами. Для нас главное – достойное участие. Собственно, из всех призов на этом арт-смотре наиболее ценится только один – тот, что вручают за лучший национальный павильон. Он достается стране, которая показала наиболее актуальный и интересный проект (будь это выставка одного художника или коллективная экспозиция). Понятно, что резонанс от награды куда как меньше, чем от выигранного «Евровидения» или чемпионата по футболу, но престиж страны он немедленно поднимает.

К слову, и сам замминистра вспомнил футбол, когда говорил о нашей команде, отправляющейся в Венецию. В этом году комиссаром павильона от России выступает галерист и создатель арт-фонда Стелла Кесаева. Она для господина Хорошилова – нечто вроде тренера национальной сборной: ей предстоит выстраивать «игру» наших кураторов и художников в Венеции как минимум три сезона (в качестве помощника и ответственного за хозяйственную часть по-прежнему работает Василий Церетели). До того отечественные выставки для Биеннале делала директор Дома фотографии Ольга Свиблова.

Стоит заметить, что Россия – один из старейших участников форума (с 1898 года). В венецианских «Садах» (масштабном парке на окраине города) в 1914 году Алексей Щусев (архитектор Мавзолея) возвел отечественный павильон в национальном стиле, где, по идее, должно показываться наше актуальное искусство. Правда, долгое время биеннальные зрители больше восхищались самим домом, чем его содержимым. Лишь в последние два десятка лет Россия пытается восстановить свой вес в арт-мире. Так, например, Ольга Свиблова вывозила в Италию заведомо зрелищные, интерактивные произведения (компьютерное видео группы «АЕС+Ф» или скульптуры с перетекающей нефтью). Расчет, видимо, делался на игру контрастов: на Западе Россия еще ассоциируется с иконами и Малевичем, а тут – высокие технологии.

В этом году (Биеннале открывается 4 июня) художественная политика поменялась. В качестве идеолога и создателя выставки приглашен Борис Гройс. Историк культуры, давно живущий на Западе, специализируется на советском нонконформизме и концептуализме. Именно он «выстроит» инсталляцию из произведений корифея московского концептуализма Андрея Монастырского. Кураторы пока не открыли ни одной детали проекта. Поэтому остается только гадать, как все будет выглядеть. Андрей Монастырский известен прежде всего как лидер группы «Коллективные действия». С 1970-х годов группа выезжала за город для проведения акций: нехитрые действия (когда, например, перед собравшимися на поляну из леса выходил человек) обрастали комментариями и эстетическими теориями. Акции, понятно, были совершенно не в русле тогдашнего соцреализма и соприкасались с литературой, фотографией, литературными перформансами. Как теперь перевести их на международный (английский) язык и сделать понятными зрителям, не знакомым с нашей атмосферой времен застоя, – главная интрига павильона.

Между тем Борис Гройс уверен, что его выбор художника очень актуален. Именно сейчас, по его мнению, мир открывает неофициальных художников Восточной Европы. Ведь до того в глазах западных критиков все 1970-е годы в странах соцлагеря властвовал реализм. И вдруг выясняется, что даже в России были мастера, ускользавшие от официоза в чистое искусство. Другое дело – захотят ли посетители Венеции вдаваться в концептуальные тексты «Коллективных действий», в теории художника, лишенные откровенных политических провокаций и хлестких лозунгов.

"