Posted 14 февраля 2006,, 21:00

Published 14 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Занавес вместо юбки

Занавес вместо юбки

14 февраля 2006, 21:00
Ростовский музыкальный театр совершил в Москве то, что не удается даже именитым коллективам мирового уровня – в течение четырех дней занимал Новую сцену Большого театра. Ростовские гастроли закончились спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда», ставшим в прошлом году лауреатом «Золотой маски» в двух номинациях.

С закрытием Старой сцены на реконструкцию возможность полноценных гастролей оперы в Большом театре практически равна нулю. Новая сцена и Кремлевский дворец с трудом вмещают его репертуарные спектакли. Но для Ростовского музыкального театра сделали исключение: в этом сезоне Ростовской оперетте, от которой театр берет начало, исполняется 75 лет. Поэтому гастроли в Москве стали чем-то вроде именинного торта. Театр показал в Большом четыре спектакля. Два серьезных и два комических: «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Севильского цирюльника» Россини и оперетту Оффенбаха «Орфей спускается в ад».

Ростовская оперетта известна славным прошлым и давними традициями. Здесь работали многие известные режиссеры. Даже театральный гуру Анатолий Васильев поставил здесь один из своих первых спектаклей – мюзикл «Хелло, Долли!». Оперное дополнение появилось у театра всего шесть лет назад, причем для оперы набирали дополнительный певческий состав. Две разновидности музыкального искусства легко ужились под одной крышей. Решая гамлетовский вопрос: нравиться публике или выпускать спектакли по последнему слову оперной моды, дирекция театра не упускает ни одной возможности. И сохраняет равновесие между двумя жанрами: опера «Риголетто» соседствует в постановочных планах театра с опереттой «Принцесса цирка». Малая сцена в Ростове стала местом для музыкальных экспериментов. Недавний выпускник РАТИ Василий Бархатов поставил здесь спектакль «Директор музыки», соединив одноактные оперы Моцарта и Сальери. Не исключено, что через несколько лет Ростов-на-Дону так же серьезно займется оперными нововведениями, как Новосибирская опера.

Составляя программу гастролей, ростовчане шли на риск. Из четырех спектаклей москвичам не знаком только «Орфей». Остальные сочинения идут в московских театрах. А ростовскую «Мадам Баттерфляй» волей-неволей приходится сравнивать со стильной и холодноватой постановкой Роберта Уилсона. Ростовский спектакль по сравнению с его работой выглядит как деревенская красавица рядом со своей сверстницей, одетой от кутюр и посетившей модного визажиста, но несмотря на это, спектаклю удалось выдержать сравнение. Режиссер Юрий Александров противопоставил холодной отстраненности Уилсона искренность чувств. Его «Мадам Баттерфляй» насыщена чувствами, как голливудский любовный триллер. В финале жаль не только обманутую Чио-Чио-Сан, но и американца Пинкертона, которому пришлось выбирать между чувством и долгом.

Любовь и страсть – ведущие темы всех ростовских спектаклей. Страстью наполнена «Леди Макбет», поставленная Сусанной Цырюк. В ее спектакле слетают крыши с домов, а Катерине «сносит крышу» от любви. А Константин Балакин, постановщик «Орфея» добавил к любовному сюжету несколько реверансов в сторону доброй старой оперетты: в начале его спектакля край занавеса поднялся, будто полы широкой юбки, и несколько десятков стройных ножек стали лихо отплясывать канкан.

Зал Большого театра с завидным постоянством наполнялся каждый вечер. И вспоминалось счастливое для оперы время, когда она была самым популярным у народа жанром, и музыкальные спектакли смотрели так же часто, как сейчас телесериалы.

"