Рус
Eng
Романтика социализма

Романтика социализма

15 января 2015, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
В Корпусе Бенуа Русского музея проходит большая персональная выставка произведений Александра Самохвалова – крупнейшего советского реалиста, мастера из первого поколения художников, учившихся и работавших при советской власти. Ретроспектива подобного масштаба, посвященная творчеству Самохвалова, состоялась в Русском му

В двенадцать лет Саша Самохвалов начал обучение в Калязинском низшем механико-техническом училище имени Полежаева, и почти сразу внимание подростка привлекли украшавшие стены учебного заведения репродукции картин художников-современников – Ильи Репина, Михаила Врубеля, Валентина Серова. Когда тягу к изобразительному искусству и несомненную одаренность воспитанника заметил учитель рисования, у мальчика появились напрочь отсутствовавшие в местных магазинах акварельные краски и кисточки. Однако его первые художественные опыты совпали с участием в «школьном революционном движении», логическим продолжением которого стало отчисление «без права на дальнейшее образование». К счастью, директор училища оказался человеком незлобивым и, зная о способностях подростка к рисованию, решил-таки исправить нежелательную формулировку в злополучном свидетельстве об отчислении.

В дальнейшем Самохвалов закончил Бежецкое реальное училище, занимался в столичной художественной школе Якова Гольдблата, посещал Школу рисования и живописи Ильи Машкова и Петра Кончаловского, три года проучился в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств, изучая архитектуру под руководством Ивана Фомина и Леонтия Бенуа… В мае 1923 года Александр Самохвалов закончил Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), где обучался в мастерской по отделу живописи Кузьмы Петрова-Водкина. Звание художника-живописца получил единогласным решением комиссии за представленную в нынешней экспозиции картину «Головомойка» (1922–1923), при создании которой стремился, по его собственным словам, «вплеснуть на холст всю систему двуглазого сферического видения», и ряд работ из «Самаркандского цикла» (1921).

Выставка, открытая в Русском музее, интересна уже тем, что дает возможность максимально полно познакомиться с творчеством автора знаковой «Девушки в футболке» (1930) и иных программных произведений, ставших непререкаемой классикой отечественного искусства 1920–1930-х годов. Организаторы не ограничились работами из собственного собрания, объединив в приуроченной к 120-летию мастера экспозиции произведения из нескольких российских музеев и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Множество ранних работ Самохвалова, в том числе выполненных в годы ученичества, демонстрируют широту его интересов, незашоренность взгляда и свойственный начинающему художнику мощный экспериментаторский дух. В них отразилось и переосмысление традиций, и длинная цепь поисков нового языка, на котором должно было заговорить «новое революционное искусство». Отдельный раздел экспозиции выделен под самобытную и разноплановую книжную графику художника.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter