Posted 14 января 2010,, 21:00

Published 14 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:16

Updated 8 марта, 07:16

Бедная Лиза

Бедная Лиза

14 января 2010, 21:00
Профессор патологической анатомии университета Палермо Вито Франко изучил больше ста известных произведений искусства, начиная от древнеегипетских статуй и кончая работами современных художников, и пришел к выводу, что подавляющее число Мадонн, аристократов и натурщиков имели симптомы тех или иных заболеваний. Медицинс

Пять веков загадочная улыбка Моны Лизы не дает покоя поклонникам живописи, которые спорят до хрипоты, что же скрывается за лукавым блеском ее глаз. Патологоанатом Вито Франко уверен, что Мона Лиза не соблюдала диету и ела чересчур жирную пищу. Внимательно изучая шедевр Леонардо да Винчи, он разглядел в ее левой глазнице так называемую ксантелазму, желтоватое подкожное скопление холестерина, и признаки липом, жировых отложений, на руках.

Конечно, итальянский медик – далеко не первый исследователь, кто находит изъяны в Моне Лизе. Так, несколько лет назад британский судмедэксперт Монтэгю Мерлик выступил с еще более сенсационным известием. Он воспроизвел лицо Моны Лизы на компьютере и после тщательного анализа левого и правого профилей голографического образа пришел к выводу, что она вовсе не собиралась улыбаться, а просто не могла полностью закрыть рот, потому что у нее не было зубов.

По мнению Вито Франко... 1. У мальчика на полотне Караваджо – рахит.

Женственный дворянин был нездоров

Изучать картины с точки зрения медицины пытались многие исследователи, но похоже, что патологоанатом из Палермо Вито Франко дальше других пошел в этом вопросе. Свою методику, позволяющую оценить здоровье человека по изображению на картине, он называет иконодиагностикой. «Я смотрю на произведения искусства, – сказал он в интервью лондонской Times, – не так, как это делают искусствоведы. А примерно так же, как математик слушает музыку».

О своих находках профессор Франко рассказал на Европейском конгрессе патологии человека, который прошел недавно во Флоренции. Например, он сделал неожиданные выводы о двух известных картинах Боттичелли и Пармиджанино.

2. У юноши на полотне Боттичелли – синдром Марфана.

Своей почти женственной элегантностью молодой дворянин с золотой медалью в красной бархатной шапке с картины Сандро Боттичелли «Портрет юноши» (1483), которая висит в Национальной галерее в Вашингтоне, обязан неестественно длинным и тонким пальцам. Любой врач знает, что это признак арахнодактилии, иначе называемой «паучья кисть». Чаще всего арахнодактилию вызывает синдром Марфана, редкое наследственное заболевание соединительной ткани, характеризующееся высоким ростом больных, худобой и непропорционально длинными конечностями.

Франческо Пармиджанино работал над картиной «Мадонна с длинной шеей», хранящейся во флорентийской галерее Уффици, шесть лет, но так ее и не закончил. У изображенной на ней женщины тоже неестественно длинные пальцы и тонкие руки. Признаки этого заболевания патологоанатом обнаружил и у фараона Тутанхамона и его ближайших родственников (реконструкция их облика также была представлена на конгрессе).

Микеланджело с камнями в почках

3. У Джоконды – высокий холестерин.

Сенсационные сообщения Вито Франко некоторые искусствоведы восприняли неоднозначно, ведь перед нами не фотографические изображения, а всего лишь портреты, которым доверять довольно опасно. Например, с годами краски могут потускнеть или, наоборот, выцвести. Таким образом, у изображенного на портрете может появиться нездоровый цвет лица. Кроме того, если вести разговор о прошлых веках, один и тот же человек на портретах разных художников выглядит по-разному. Однако, по словам Вито Франко, он разработал целое направление в иконодиагностике, позволяющее ставить диагнозы, учитывая и творческий почерк художника, и те изменения, которые происходили с портретом в течение столетий.

Помимо противников у Франко появились и сторонники. В частности, группа искусствоведов просила его разгадать тайну фрески Пьеро делла Франчески «Мадонна дель Парто» (1467), которая находится в церкви итальянского городка Монтерчи и на которой изображена беременная Дева Мария. Кто явился прототипом Девы Марии, по сей день много споров. Профессор Вито Франко провел исследование и выяснил, что Франческе позировала молодая крестьянка, которая еще в молодости стала утрачивать свою красоту, потому что страдала базедовой болезнью. На ее тонкой шее заметны следы этого недуга, поражающего щитовидную железу и вызванного недостатком йода в организме.

Еще на одной знаменитой фреске – «Афинская школа» (1509–1511), представленной в Ватиканском дворце, Рафаэль Санти, по мнению профессора Франко, объединил в одном лице великого Микеланджело и больную модель. Человек, написанный в образе Гераклита на переднем плане, поражает своим угрюмым видом. Ничего удивительного, говорит Вито Франко, его распухшие колени свидетельствуют об избытке в организме мочевой кислоты. Проще говоря, Микеланджело был болен почечным калькулезом, то есть имел в почках камни. И здесь в болезни виновато питание – работая в Сикстинской капелле, он много месяцев питался только хлебом и вином. Кстати, в своих письмах Микеланджело действительно жаловался на боли в почках и мочевом пузыре. Не исключено, что он страдал и от подагры.

4. У «плачущей женщины» Пикассо – психическое расстройство.

Рахитичный Купидон

«Конечно, в истории искусства неоднократно появлялись врачи, которые пытались анализировать портреты, – сказал «Новым Известиям» кандидат искусствоведения Валентин Осипов, – но все они довольно узко подходили к этой проблеме, а Франко оказался одним из немногих, кто всесторонне рассматривает изображение, учитывая все – и цвет кожи, и напряжение мускулов, и пропорции лица, и особенности морщин. И я знаю ученых, которым эта методика кажется весьма симпатичной – в смысле достаточно глубокой и объективной. Жаль, конечно, что в поле его исследования не попали пока работы русских художников. Интересно, чем болел Иван Грозный? Кстати, в XIX веке группа русских невропатологов уже пыталась определить признаки безумия по всем известным его изображениям. Однако основное внимание они уделили черепу, в то время как нужно обращать внимание и на многие другие детали».

...У юного ангела, изображенного на полотне Караваджо «Спящий Купидон» (1608 год, Палантинская галерея), вполне умиротворенный вид, как у любого другого спящего человека, но очень вероятно, утверждает Вито Франко, что мальчик страдает от сильных болей. Достаточно взглянуть на его суставы, чтобы выявить у юноши ювенильный ревматоидный артрит или рахит.

5. У прототипа беременной Девы Марии – базедова болезнь.

Не оставил Вито Франко без внимания и современных художников. Например, фотографу Доре Маар, героине «Плачущей женщины» (1937) Пабло Пикассо, он поставил диагноз – дисморфофобия. Это психическое расстройство, характеризующееся исключительным беспокойством по поводу предполагаемых недостатков внешности или неприятных для окружающих особенностей. Чаще всего заболевание затрагивает лицо.

На примере голландского магического реалиста Дика Кета, скончавшегося в 1940 году в возрасте 37 лет, Франко даже проследил развитие болезни художника, который, предположительно, страдал от врожденного порока сердца. Скорее всего, это была Тетрада Фалло, одна из разновидностей порока, которая проявляется в недоразвитии выходного отдела правого желудочка сердца. Почти треть картин Кета – автопортреты. На одном из них, написанном за год до смерти, Дик Кет изобразил себя с толстыми пальцами, типичным признаком ряда сердечно-сосудистых болезней и заболеваний легких. На автопортрете же, выполненном семью годами ранее, пальцы Дика Кета почти не деформированы. С другой стороны, на раннем портрете у него неестественно набухли вены на шее, что является признаком тех же заболеваний, только на начальной стадии.

"