Posted 14 января 2007,, 21:00
Published 14 января 2007,, 21:00
Modified 8 марта, 08:59
Updated 8 марта, 08:59
Ожидаемой сенсацией, повысившей ставки аукциона «Кристис», стала, конечно, продажа пяти картин австрийского гения модерна начала ХХ столетия Густава Климта. Картины такого уровня не появлялись на рынке более полувека. У всех пяти шедевров (и особенно у двух портретов возлюбленной художника) безупречное происхождение: они находились в государственном музее Австрии в венском Бельведере, но были отсужены американской гражданкой Марией Альтман по реституционному иску. Так законы, принятые в поддержку жертв фашистских грабежей, обернулись катастрофой для музеев (сейчас в Страсбурге рассматривается более сотни исков) и счастьем для аукционов. О моральной стороне этого дела, когда наследники затевают процесс не ради искусства, а ради рыночных миллионов, уже начали говорить, но все эти разговоры ситуации не меняют – XXI век начался под знаменем громких возвращений и рекордных цен на живопись. Самое дорогое аукционное полотно, проданное в 2006 году, – климтовский «Портрет Адели Блох-Бауэр II» ушел с ноябрьских торгов за 87 млн. долларов. Однако в мае американский владелец косметического концерна Рональд Лаудер в обход всех конкурентов и без стука молотка по обоюдному согласию приобрел у «Кристис» «Адель Блох-Бауэр I» за 135 млн.
Исполнительный директор дома «Кистис» Эдвард Долман помимо радости испытывает еще и немалую тревогу: «Когда цены и продажи увеличиваются на 80–100%, поневоле начинает казаться, что вот-вот случится какой-нибудь взрыв и все изменится. Но пока появляются картины высокого качества, будут и люди, готовые за них платить». Вообще бум на мировом арт-рынке сильно напоминает ситуацию с квартирами в Москве: несмотря на огромные цены, бизнесмены вкладывают деньги в искусство как в объект инвестиций. И точно так же, как квартирный бум заставляет инвесторов строить новые площади, арт-бум подстегивает галереи и аукционы выставлять на продажу новые «ценности». Так, 2006 год был отмечен ценовым рекордом на произведение послевоенного времени – абстрактная картина Виллема де Кунинга продана за 27 млн. долларов. Аукционные покупатели бьются уже не только за импрессионистов, Ван Гога или ранние полотна Пикассо. Модернизм и современное искусство мощно набирают в стоимости – особенно Уорхол, Ротко, послевоенная фотография.
О роли россиян в аукционных успехах говорят уже почти пять лет. Речь идет, конечно, о «русских торгах», которые по традиции «Кристис» и «Сотбис» проводят в Лондоне в конце ноября. Именно туда за старыми русскими картинами съезжаются все наши дилеры. В этом году установлен рекорд сезона – 5 млн. долларов за «Русскую пастораль» Константина Сомова. Однако «русский след» куда как шире. В начале мая некий россиянин на «Сотбисе» приобрел полотно Пикассо «Донна Маар с кошкой» за 95 млн. долларов, а в ноябре, по заверению устроителей нью-йоркских торгов «Кристис», о желании купить западные картины заявили еще немало наших соотечественников. Теперь уже для лондонских аукционистов Россия – одно из главных направлений, и многие предаукционные выставки планируется показать в Москве.