Posted 14 января 2007,, 21:00

Published 14 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:59

Updated 8 марта, 08:59

Деньги любят холст

Деньги любят холст

14 января 2007, 21:00
Главные аукционные дома планеты отчитались о своих успехах за 2006 год. Лидером продаж оказался «Кристис», на торгах которого были выручены рекордные 4,67 млрд. долларов. Аукционный оборот этого дома вырос на 36%, и он обогнал своего главного конкурента «Сотбис» на 3,6 млрд. Среди главных причин таких успехов все экспе

Ожидаемой сенсацией, повысившей ставки аукциона «Кристис», стала, конечно, продажа пяти картин австрийского гения модерна начала ХХ столетия Густава Климта. Картины такого уровня не появлялись на рынке более полувека. У всех пяти шедевров (и особенно у двух портретов возлюбленной художника) безупречное происхождение: они находились в государственном музее Австрии в венском Бельведере, но были отсужены американской гражданкой Марией Альтман по реституционному иску. Так законы, принятые в поддержку жертв фашистских грабежей, обернулись катастрофой для музеев (сейчас в Страсбурге рассматривается более сотни исков) и счастьем для аукционов. О моральной стороне этого дела, когда наследники затевают процесс не ради искусства, а ради рыночных миллионов, уже начали говорить, но все эти разговоры ситуации не меняют – XXI век начался под знаменем громких возвращений и рекордных цен на живопись. Самое дорогое аукционное полотно, проданное в 2006 году, – климтовский «Портрет Адели Блох-Бауэр II» ушел с ноябрьских торгов за 87 млн. долларов. Однако в мае американский владелец косметического концерна Рональд Лаудер в обход всех конкурентов и без стука молотка по обоюдному согласию приобрел у «Кристис» «Адель Блох-Бауэр I» за 135 млн.

Исполнительный директор дома «Кистис» Эдвард Долман помимо радости испытывает еще и немалую тревогу: «Когда цены и продажи увеличиваются на 80–100%, поневоле начинает казаться, что вот-вот случится какой-нибудь взрыв и все изменится. Но пока появляются картины высокого качества, будут и люди, готовые за них платить». Вообще бум на мировом арт-рынке сильно напоминает ситуацию с квартирами в Москве: несмотря на огромные цены, бизнесмены вкладывают деньги в искусство как в объект инвестиций. И точно так же, как квартирный бум заставляет инвесторов строить новые площади, арт-бум подстегивает галереи и аукционы выставлять на продажу новые «ценности». Так, 2006 год был отмечен ценовым рекордом на произведение послевоенного времени – абстрактная картина Виллема де Кунинга продана за 27 млн. долларов. Аукционные покупатели бьются уже не только за импрессионистов, Ван Гога или ранние полотна Пикассо. Модернизм и современное искусство мощно набирают в стоимости – особенно Уорхол, Ротко, послевоенная фотография.

О роли россиян в аукционных успехах говорят уже почти пять лет. Речь идет, конечно, о «русских торгах», которые по традиции «Кристис» и «Сотбис» проводят в Лондоне в конце ноября. Именно туда за старыми русскими картинами съезжаются все наши дилеры. В этом году установлен рекорд сезона – 5 млн. долларов за «Русскую пастораль» Константина Сомова. Однако «русский след» куда как шире. В начале мая некий россиянин на «Сотбисе» приобрел полотно Пикассо «Донна Маар с кошкой» за 95 млн. долларов, а в ноябре, по заверению устроителей нью-йоркских торгов «Кристис», о желании купить западные картины заявили еще немало наших соотечественников. Теперь уже для лондонских аукционистов Россия – одно из главных направлений, и многие предаукционные выставки планируется показать в Москве.

"