Posted 14 декабря 2019,, 09:29

Published 14 декабря 2019,, 09:29

Modified 7 марта, 15:30

Updated 7 марта, 15:30

Евгений Харитонов: "Греемся и сгораем под зеленой лампой Классики"

Евгений Харитонов: "Греемся и сгораем под зеленой лампой Классики"

14 декабря 2019, 09:29
На прошедшей неделе в театре «Булгаковский Дом» в честь 50-летия Евгения Харитонова прошел юбилейный вечер поэта. Свои выводы и оценки его крайне интересного творчества написал и Сергей Алиханов.

Сергей Алиханов

Евгений Харитонов родился в 1969 году в городе Железнодорожный Московской области.

Окончил филологический факультет и аспирантуру Московского педагогического государственно университета.

Автор поэтических книг: «Во-Ум», «НЕПрОЗА», «Внеклассное чтение», «Ямуямбурою», «Легко», «МИ НА МИ РА», «Последний день Земляничной поляны» (Книга-билингва), «This Is Visual Poetry» - визуальные стихи», «Die Roboter» (с предисловием Сергея Бирюкова), «Как этот дым», «Книга о…» - сборник, «Золушка кормит себя» - сборник.

Творчество отмечено премиями: журнала «Библиография», «Интерпресскон» (дважды), «Фанкон», «Мраморный Фавн», имени В. И. Бугрова, «Сигма-Ф» (дважды), «Серебряный кадуцей», «Булгакон» (Болгария), «Гравитон» (Болгария), «Бронзовый Роскон», журнала «Дети Ра», «Словесность», «Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка», медалью «Н.В. Гоголя», имени Александра Ройфе, Серебро Евразийского литературного фестиваля фестивалей «ЛиФФт».

Составитель первого полного собрания сочинений классика научной фантастики Александра Беляева (издательство «Эксмо»).

Стихи переведены на болгарский, сербский, английский, японский и французский языки. В молодости принимал участие во многих рок-группах. Главный редактор журнала «Другое полушарие».

В настоящее время работает руководителем литературных проектов «Российской Государственной Библиотеки Молодежи», шеф-редактор интернет-газеты о молодежи и для молодежи «Территория L».

Член Союза писателей России, Русского ПЕН-клуба.

Слайд-шоу юбилейного вечера можно посмотреть по этой ссылке -https://www.facebook.com/alikhanov.ivanovich/videos/10220779172212133/

Творчество Евгения Харитонова доказывает, что авангардизм в поэзии — это отнюдь не способ борьбы с пережитками прошлого, или «пережитками нового» (Евгений Евтушенко), и вовсе не в стремлении преодолеть, так сказать, социальные антагонизмы. Поэзия Харитонова — это явление, выраженное постоянным поиском новых и фонетических, и лингвистических форм. И поиск этот имманентно присущ поэзии, как и искусству в целом. Просодия Харитонова всегда была «впереди идущей», но вовсе не потому, что призывала деструктурировать социальные формации. Его стихи захватывают молодежь исключительно своим соответствуем культурологическим и информационным трендам. Импровизированный спектакль по стихам поэта, блестяще сыгранный молодыми актерами, был подарком и юбиляру, и всем собравшимся зрителям, и гостям. Готовили и репетировали этот спектакль - в благодарность своему наставнику - актеры, уже ставшие звездами в других театральных коллективах.

Жажда обновления приводит к поиску новых художественных средств. «Выразить невыразимое» оказывается просто:

Страшнее всего не забвенье.

Страшнее всего уйти,

не успев

надкусить своё Время,

не прочитав его писем,

не потрогав языком,

не пережав словами,

не сказав на излёте:

«Я знаю, где жил,

знавал я то Время!

Я его раскусил!»

И убегающее от нас время приобретает не рафинированный и элитарный характер, мчащихся мимо блестящих лимузинов, а само возвращается к нам, и становится нашим. Вдруг – благодаря строкам поэта - приходит понимание, что время принадлежит нам самим - людям, его проживающим. Возвращенное ощущение времени возрождает и чувство собственного достоинства, и все это благодаря поэзии Евгения Харитонова.

Видео-фильм «Поэзия поиска» - https://youtu.be/zJlQFM2g1rI

Данила Давыдов поэт, критик, и наш автор в «Книжном обозрении» замечает: «Метод Харитонова можно назвать умеренным поставангардом; склонность к деформации стихотворной ткани не мешает поэту существовать в традиционном лирическом модусе…».

Поэт Александр Карпенко анализирует: «Тезисно-образное мышление Евгения Харитонова тяготеет к самоиронии и мягкому юмору. Верлибры Евгения поражают своим разнообразием: наконец-то понимаешь, что значит «свободные стихи». Слишком длинные слова поэт, не особо стесняясь, разбивает по слогам и разносит по разным строкам. Так образуется ритмика, разбивающая, казалось бы, аморфный верлибр. Метафоры в такой поэтике — не самоцель. Но, если они «случаются», это запоминается надолго...».

Ведущая Юбилейного вечера, создатель «Поэтического календаря», поэт Татьяна Виноградова, открывая праздник, прочла со сцены замечательное эссе, в котором пульсирует литературная жизнь! Это эссе она любезно разрешила процитировать:

«Евгений Викторович Харитонов – человек не просто очень талантливый, причём разносторонне талантливый, но и очень добрый. Он мой брат во литературе, мы группу авангардистов «Другое полушарие» вместе с ним и Георгием Геннисом в 2007 основывали, как-никак (до этого литгруппировка носила придуманнное Женей же название «СССР» – «Соблазним Своими Стихами Родину». И ведь соблазнили! И вот весь он такой, добрый, с блестящим чувством юмора, экспериментатор и придумщик, но при этом серьёзный и положительный. С таким можно пойти в разведку. Я бы пошла.

И знаю я Харитонова, страшно сказать, аж с 2002 года! В 2005-м создала обложку к его четвёртой книге стихов «Внеклассное чтение», за эту книгу в 2006 он был удостоен Премии Союза литераторов РФ «Словесность»… Я писала о нём как критик, мы вместе осуществляли разные безумные авангардные проекты… Женя и по сей день – бессменный главный редактор журнала литературного и художественного авангарда «Другое полушарие», который издаётся с 2007 года, выходит при поддержке Международной Академии Зауми и является экспериментальной площадкой для множества творческих личностей и творческих проектов. 9 декабря Жене исполнилось 50, и это просто удивительно. Потому что всякие юбилеи, даты и прочий официоз с ним ну никак не вяжутся, очень он… неформальный.

Весь такой, повторюсь, разносторонне талантливый и очень творчески щедрый. И как-то между делом, легко, «как бы резвяся и играя», делающий большие, важные и нужные дела – как в собственном творчестве, так и вдохновляя на креатив других.

Но прежде всего Евгений именно поэт, вот из моей рецензии на книгу его стихов под провокативным названием «ЯМУЯМБУРОЮ»: «Харитонов роет яму ямбу, пытается уйти от традиции, органично вливаясь в традицию авангарда. Но и от неё, от спиральных кирпичиков Крученых и Бурлюка, он тоже уходит. Куда? В наш век. Со всей его жестокостью и прозой… Этот поэт взирает на мир с отчаянием и наивностью ребенка. Но одновременно ухитряется задействовать и «жало мудрыя змеи» («…когда-нибудь // старость усталость отрежет // мой едкий смешливый // змеиный язык» — так интерпретирует тему сам Харитонов). На формальном уровне он всё время ищет какие-то новые грани поэтического языка. Как отмечает поэт и литературовед Данила Давыдов, «среди источников Харитонова — и ранний Маяковский, и Ксения Некрасова, и классики отечественного верлибра — Владимир Бурич, Арво Метс, Вячеслав Куприянов, — но и фольклор, и обыденная речь» ...».

«Новые Известия» поздравляют Евгения Харитонова с замечательным Юбилеем и желают новых озарений, вдохновения и новых книг!

И вот стихи:

* * *

в кровоподтеках нажитых болезней

в рубцах исчерпанной любви

лежу на диване

крошащимися зубами

пережёвывая буквы

слушаю как седыми волосками

из меня выползает время

09.09.2005/2007

УТОПИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Сбежать

на самый дальний,

забытый самый,

стороной

обходимый всеми

кораблями всеми –

остров

и создать

новую цивилизацию с нуля.

Махонькую, немноголюдную,

чтоб кислорода было побольше,

а точек зрения поменьше.

Я назову это место

Утопией Для Людей

8 ноября 2012

* * *

Как невозможно быть

как невозможно вне быть

невозможно как-то

вне политики возможно

быть

нельзя

10.07.2016. Переделкино

УВЕРЕННОСТЬ

Вдруг в землю врасти,

Осторожной пяткой

Касаясь осколка креста

Забытой могилы

09.10.2018

ПЕРВОЕ ТАСМАНИЙСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

вода отражает глаза

вода ласкает глаза

вода забирает глаза

вода делает тебя

морем

вода стекает в оду

в оде спит вода

вода перетекает в камень

вода засыпает и

просыпается Жуковским

ода засыпает уши

уши засыпает щебень

оглушённых гласных

гласных без гласа немых

ода засыпает и

просыпается

водой

вода говорит не бывает много

ода говорит не бывает много

Державин говорит не бывает и

выпивает воду и

выливает воду в оду

оду в воду выливает

до самого песка

и камень съедает воду

после

камень падает вверх

и под него

втекает вода

которой не

бывает много

Державин с Жуковским вы-

пивают

тасманийский закат

каменное небо непрочно

март-апрель 2009

* * *

подозрительно легко

дышат чужие птицы

убедительно, веско

держат русские цепи

дыши! молчи! люби!

13-14.07.2007

ПИСТОЛЕТИК

В «Детском мире»

в детство впал:

невоздержимо

захотелось купить

пластмассовый

пистолетик из тех

что стреляются водой

я хотел такой

в детстве

но они были жутким

дефицитом

теперь я счастлив –

и у меня есть

пис

толетик

стреляющий водой

есть у меня свой

личный пистолетик

писто

летик

peace

peace!

сто

сто!

лет

лет!

лети

лети!

лети!!

к...

иду

стреляю в прохожих

мокрый террорист

из-за меня

не умирают люди

+30° в тени

29.05.2007

* * *

Вырасти

За небо цепляясь мизинцем

В мякоть солнца слепые глаза

09.10.2018

* * *

как быть как быть как бы

как бы как быть

в небытие?

2016, ноябрь

ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА БУРИЧА

…Напялить

вьетнамские шлепки и

по молочно-кисельному

ночному ручью как по звёздам –

шлёп-шлёп

ихтиандрово дудя в ракушку –

из сувенирной лавки

Или лучше –

нахлобучить на брови кожаный лётчика шлем

и – с размаху Чкаловым в небо!

А потом –

растопырить антеннами руки и ноги

первым спутником – выше и выше

посылая стихотворный бип

разрифмованной старой Земле

Гагариным кружить возбуждая

восторг в сердечных сосудах –

как первый поэт вне планеты

И падая сгорать –

в мануальных объятьях

густой от дыханий наших

атмосферы Земли –

ф-ш-ш-ши-и-и-и-х-х-х-ххххх

в-з-з-л-и-и-и-ииии

И осыпаться на

впитавшую грех

свято-трущобную Русь

лаконично-мудрыми

метеоро-каплями

хайямо-дождя

или – велимиро-ливнем

потопным

И прорасти

густым бурьяном точных слов –

сочным бурьянобуричем мысли

хотел бы и я

хотел бы

хотел

но где же мой кожаный чкаловский шлем?

01 – 03. 02. 2007

ТАК И ЖИВЁМ

Падали, падали

В ножки всякой падали

25.01.2007

ПЕВУЧИЕ МАНТРЫ

1.

я икая каюсь

каюсь я икая

я и кая яикая

я и ка икая

ия кая яикая

плохо это

я плохой

2.

плох я лох я

лох я плох я

плох я

лох я

3.

хил я

лих я

лих я да хил я

11-12-09-2011

ДОВЕРИЕ

любви

не учимся красть

учимся красться

друг

к другу

осторожно

проверять

доверять

как

друг другу

на цып

на цып-цып-цып

на цыпочках

я да ты

ты да я

да мы

друг

к другу

по кругу

наис-

косо-

к

13-14.07.2007

* * *

Выкрасить

потолок в черный

и засеять звездами

не мыть

не скоблить

не белить

звёзды этого не терпят

тебя любить

под звёздным небом

хрущевки

30.07.2007

* * *

она

белокожа без белья

была бела

как чистый лист как страх

как первый грех

как соул Simply Red

и без белья без «нет» без бед

на теле как

младенец только

дикарка как клеопатра как

в ночь последней любви

белокожа без белья

белобебель я

смотрел на неё и любил

и смотрел

и любил

и смотрел

как она

26.07.2007

Агенту

Ты за мною позади не ходи!

* * *

иду в ЦДЛ

толпа возбуждённых таджиков

у дверей в посольство Чили

старый мусульманин в халате

кому-то звонит по мобиле

в белой бороде запутался

жёлтый берёзовый лист

26.10.2007

* * *

Робы.

Рабы

Рябы.

Рыбы как

Немы.

Не мы.

Июнь 2008

* * *

Я не против быть

напротив

против быть я

против

2016, октябрь

РУССКАЯ МЕЧТА

в москве

почти что в центре

на соколе

закрыли чайхану

открытую не то узбеками

не то таджиками

нелегалами конечно

без единой бумажки с печатью

дозволяющей открывать

чайхану или чебуречную какую

да и вообще готовить кормить продавать

всяко жить работать в москве

палёная водка

вида странного продукты

застенчивые мой твой не понимай

в подсобках

всё как обычно

как обычно

привычно

говорит

владелец с белозубой улыбкой:

на испытательном сроке они

потом документы оформим

слушай аллахом клянусь

вот тебе крест дорогой обещаю

представители закона

молодые опера

удивляются от души изумляются

и как это так получилось?

как же это-то вот так

не то узбеки

не то таджики

без прописки без документов вообще

смогли открыть навороченную чайхану

почти что в центре москвы

на соколе? кто же позволил кто?

не по закону супротив закону

и в глазах

органов кристально

чистое изумление

они разводят чистыми руками

виновато улыбаясь

а собственно

может и вправду не знают

и вправду не понимают

не все же воруют

а ты зачем-то хочешь ехать в штаты

хочешь ловить американскую мечту

как синицу за хвост

нет в тебе нет патриотизма

чувства родной земли

москва перспективный город

здесь исполняются любые мечты

русская мечта ничуть не хуже

мечты заокеанской

хотя бы попробуй хотя бы на вкус

ну что за глупость

счастье красть

на чужбине!

25.06.2007

* * *

видел падение звезды

засмотрелся и не успел

загадать желание

ну и ладно

ладно и пусть

а ведь когда-то и земля

осколками будет мчаться

сквозь весь этот космос

и сгорать в атмосферах

других молодых и крепких планет

интересно что

загадают эти

ино-

планетяне

завидев в ночном своём небе

рисующий бенгальский след

пылающий осколок

который когда-то был нами?

2006 / 09-23.02.2007

ЯПОНИЯ. XXI ВЕК

Чайная церемония в компьютерном зале

* * *

На коне ко мне оне –

Нако неко мне оне.

Наком еком неон е –

На коне оне ко мне.

Не ко мне и на коне

Неком не и на кон е

А на мне как на коне

В царство Божия оне

скачут

прыгают

скакают

Сентябрь 2009

ПОСТМОДЕРН

постмодерн

постный модерн

постмодератор

моды пост

пост поста

постсорокинпостприговпосткурицын –

ЛАПАЙ!..

Пост

завтра пост

и никакого

модерна после после

все что после

не модерн

а зачем?

постзачем?

поствопрос

сентябрь 2006

* * *

С синего-синего неба

Морс моросит

Ром на губах

Тринадцать человек

На сундук мертвеца

И вся планета –

Остров сокровищ

Как мы высоки

Как мы бесконечны!

01.08.2007

МАЛЬЧИК-ВЕЛОСИПЕД

Заклинай, заклинай, мальчик-велосипед!

Выдерни волос из носа плакальщиц.

Заклинай! Закипай, мальчик-велосипед!

Заклинай! Закидай их горохом во-о-от так:

СКТ!

ТКСС

СКТ!

ТКСС

СКТ!

ТКСС

И громко колесом упади – пропади на космос.

Как можно громче, смешнее как можно

Упади, накати на лысый, модерном

выкошенный космос:

ЗАА-ЯА-РО-ГО-ЗА!

ЗАА-ЯА-РО-ГО-ЗА!

РО-ГО-РОО-ГО-ЗА

РО-ГО-РГО

РО-ГО-ЗА-ЙА-РО-ГО-ЗА!

СКТ!

ТКСС

СКТ!

ТКСС

Только так они будут слышать тебя.

Но всё равно посчитают тебя

То ли СКТ

А то и вовсе ТКСС

2009

* * *

Андрею Коровину

Страшнее всего не забвенье.

Страшнее всего уйти,

не успев

надкусить своё Время,

не прочитав его писем,

не потрогав языком,

не пережав словами,

не сказав на излёте:

«Я знаю, где жил,

знавал я то Время!

Я его раскусил!»

Иначе что за глупость

слова

записывать

в столбик?

01.04.2007

* * *

уж е

у же

реки

у же

уж е

дороги

долгое недолго

жизни на глоток

03.07.2007, Железнодорожный

* * *

Мир чётко раз

мир странно де

мир что-то лил

мир просто ся

на чёрное

на чёрное без

бе

2015, февраль

СМЫСЛОВАЯ ФОНЕТИКА

(Неточные палиндромы)

дару раб рад

не рад лишь раб рабу

2015, 8-9 марта, Железнодорожный

ИГРА В «КЛАССИКИ»

А Леночка прыгала на одной ноге

А Леночка прыгала на одной ноге

А Леночка прыгала на одной ноге

А Леночка прыгала на одной ноге

А Леночка прыгала

А Леночка прыг!

А Леночка пррррыгала

Сквозь мелоквадратики

Стремительность сквозь жизни

Замужество развод ребёнок отцу сквозь

А Леночка прыгала на одной ноге

А Леночка прыгала на одной ноге

Ах, как Леночка прыгала!

09.04.2008

ПРОНАС

Сбегали раньше звонка из школы

По крышам свистом гоняли

Стаи диких облаков

Крадущихся по небу в самоволку

А-а-аблака-а-а белогривые ла-а-ша-адки-и!

И лошадки белыми сливковыми копытами

Призывно стучали в лужицы

наших чистых незасаленных глаз

Йе-хо-о! Йе-хо-о! Раскрылив руки по ветру

Летели захлебываясь воздухом

В кучу песка как в жёлтое сыпучее небо

А из поп как из МИГовских сопел пламенем рвался

обкуренный голос героя Малой Земли

«Дэорогиеэ... мнэ-э…тоэварищи»

И откормленное солнце тёплыми пушистыми усами

Семён Михалыча Будённого щекотало

бесхитростные пяточки и незасиженные попочки...

Опачки! Кто первый с крыши сиганёт?! А ну! Вперёд!

А где-то там под нами американские империалисты

Угнётшие всех бедных негров планеты

С ужасом глазели на потолок, по которому победно шлёпали

Наши гордые пломбирные (по 15 копеек) в ссадинах ноженьки

А где-то там над нами космонавты творили

свой великий космический подвиг

А где-то под кучей старого мусора злой

из учебника Гитлер

Смешно так гавкал: натюрлих маргарит павловна йя-йя капут

А мы обалдело лупоглазились в наше светлое в искорках будущее

И там в газетном мареве мерцал наш коммунизм

И мы прыгали с крыш – кто выше и дальше! -

Забиваясь на фантик от зарубежной жвачки

допрыгнуть первым и упасть в это сладкое завтра

И мы прыгали

И мы верили

И разбивали лица о бетонные бордюры горизонта

И разбивали

И прыгали верили

И разбивали

И разбивали

И разбивали

Но коммунизм ещё с утра

Обещанный нам на вечерний десерт

Почему-то не становился (как небо) всё ближе...

Да вот ещё и цирк не приехал...

И тогда мы ушли

И нас потеряли

18-19.10.2006

* * *

Выжили.

А жили?

2006-2007

В ПОЕЗДЕ КИЕВ-МОСКВА

…моё лицо

мои глаза

всё Я

проносились

в замызганном поезда окне

мимо городов-годов

деревень-старень

вдоль государства У

в приоткрытую оконную щель

потоки упругого ветра

сыпали оранжевый пепел

сожжённых революций

пепел плыл по вагону

и оседал на моих волосах

делая меня похожим на клоуна

я подставлял ладони пеплу

перетирал его пальцами

на ощупь он был смолянист

ладони вытер о штанины

вот и мост через Днепр

ещё не дом но ладно

далеко уже

от края Земли…

Январь, 2006

9 МАЯ

Моему деду, которого

я никогда не видел

на столе

шкатулка

с орденами

моего погибшего

в сорок пятом деда.

ордена стреляют солнеч-

ными зайчиками, которые ска-

чут по стенам, по выцветшим фото-

графиям в потемневших рамках, и вы-

прыгивают в открытые окна, а потом, ударя-

ясь о небо, тёплыми хлопьями падают на прохожих

живём

13.02.2006

НАБЛЮДАЯ ЗА ВОДОЙ, БЕГУЩЕЙ ИЗ КРАНА

Вот так же

струйкой воды из другого крана

сбегают дни,

становясь всего лишь

неизвестными фактами

истории человечества

2004

КОСМОНАВТЫ

изгиб гладкой женской ноги –

поворот в Бесконечность

где чёрные дыры

не все космонавты

вернулись домой

2001

ФРАГМЕНТ ЖИЗНИ

(Стих по случаю падения в лужу)

Из магазина топаю. В ушах Кустурица.

В авоське – смертельно дохлая курица.

Жизнь как жизнь... Да вот улицы

В Москве по-прежнему плохо моются.

04.10.2006

МОТЫЛЬКИ

мы всего-то –

суетливо одноразовые

быстрокрыло талантливые

мотыльки скоротечно-великие

греемся и сгораем

под зеленой лампой Классики

5.08.2002

"