Posted 13 декабря 2004,, 21:00

Published 13 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Выход в смерть

Выход в смерть

13 декабря 2004, 21:00
Спектаклями берлинского театра «Шаубюне» «Нора» Генриха Ибсена и «Концерт по заявкам» Франца Крейца завершился театральный фестиваль Нового европейского театра (NET). Тридцатишестилетний руководитель театра Томас Остермайер – одна из наиболее популярных театральных фигур мира. Спектакль «Нора», который режиссер презен

Действие пьесы Ибсена перенесено в день сегодняшний. На сцене – роскошный многоуровневый дом современного преуспевающего бизнесмена. Много металла, стекла, дерева. Удобные кресла, портативные компьютеры, мобильные примочки, хорошая стереосистема, большой бар с внушительной батареей напитков. Наконец, чудесный огромный аквариум, где плавает гигантская золотая чудо-рыба. Забавная молоденькая няня возится с тремя ухоженными детьми. Прелестная молодая хозяйка дома, вернувшись с прогулки по магазинам, распаковывает рождественские подарки. Милая идиллическая сценка могла бы украсить любой глянцевый журнал. Ухоженная милая женщина плавает в прекрасном благоустроенном пространстве, как золотая рыбка в своем аквариуме: пьет с подругой и сочувствует ее горестям, шалит с детьми, наряжает елку, кокетничает с другом дома, страстно ласкает мужа. Томас Остермайер строит свою постановку на сознательном нагнетании ощущения «глянцевой» жизни, которая кажется такой соблазнительной, когда смотришь на нее со стороны. Чудесная жизнь, где есть все, кроме любви, веры и смысла. Жизнь, похожая на карточный домик: такая же изящная, такая же непрочная. Первый порыв реального испытания – и все рушится. Когда-то, чтобы спасти мужа, Нора подделала подпись под векселями. Теперь все может открыться. И из уважаемой хозяйки и матери она для всех станет преступницей. И муж, ради которого она пошла на подлог, первый отшатывается от нее.

Ибсеновская история Норы часто решалась театрами как пьеса о «взрослении». О том, что героиня понимала наконец истинные ценности. И гордо уходила из своего «кукольного дома» в большой мир. Томас Остермайер в своей «Норе» поставил вопрос о цене, которую платит душа за такое прозрение. Медленно, шаг за шагом в героине Анн Тисмер нарастает понимание происходящего, зреет страх, гнев, ненависть и отчаяние. Рука мужа, привычно скользящая вдоль спины, вызывает судорожный спазм.

Нора первый раз ощущает себя жертвой. Вернувшись с вечеринки, где она была в костюме «жертвы сексуального насилия»: кожаные шорты, выпачканное красной краской лицо и тело, – Нора начинает свое последнее объяснение с мужем.

В спектаклях Остермайера всегда один из кульминационных моментов – момент перелома, когда жертва становится убийцей, маленький загнанный человек вдруг поворачивается к миру злобным оскалом. Загнанный в угол маленький человек Остермайера смертельно опасен, как гремучая змея, когда на нее наступят. Милая, нежная женщина хладнокровно разряжает в мужа пистолет. Визжат перепуганные дети, которых служанка,–торопливо кутая, выталкивает из страшного дома. А Нора очень спокойно застегивает куртку, ни разу не оглянувшись на аквариум, в котором плавает тело. Она выходит из дома, прислоняется к стенке, закуривает.

Полифонический, прекрасно выстроенный, жесткий и ясный спектакль заканчивается нотой почти невыносимой – нотой беспредельного одиночества и убитой надежды. Из пустоты жизни Остермайер оставляет своим героям только один выход – насилие. Насилие над другими или над собой. В аквариуме расплывается красное пятно и продолжает плавать золотая рыбка счастья.

"