Posted 13 ноября 2013,, 20:00

Published 13 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:35

Updated 8 марта, 04:35

Все это джаз

Все это джаз

13 ноября 2013, 20:00
Trespass Trio – два шведа и один норвежец, играющие фри-джаз. Недавно они записали альбом с самим Джо Макфи – американским живым классиком джазового авангарда. Современная импровизационная музыка в их исполнении энергична, резка и хочет пугать. Но при этом странно романтична.

Все-таки странный это стиль – современная скандинавская импровизационная музыка, которую по привычке называют «джазом», хотя выросла она не из классического джаза, а из авангардного ответвления стиля. Free jazz многие пуристы джазом вообще не считают. Однако тем, кто слушает пост-фри (назовем это так взамен громоздкой «скандинавской импровизационной музыки»), наплевать на пуристов вообще и на то, «что есть истинный джаз», – в частности. Поскольку слушатель пост-фри – это по преимуществу молодежь. И для них что авангард, что кул, что би-боп – это все уже история. Все это джаз, точно.

У коллективов вроде Trespass Trio, конечно, круг почитателей в Европе пошире, чем у нас. На фестивалях креативного джаза в Швеции и Норвегии вся эта «жесть» воспринимается хорошо. Трудно сказать, почему. Очевидно, контекст. Тех, старых авангардистов в Штатах не любили (говорят, Орнетту Коулмену вроде даже «коллеги» однажды «набили лицо» и – что уж совсем страшно для музыканта – разломали драгоценный саксофон). А вот в Скандинавии и Коулмен, и Дон Черри, и масса других суровых парней прижились. А потом началась государственная поддержка своих, играющих всякую странную музыку. Вот все и растет, и развивается. До какой степени – показал, в частности, прошедший концерт.

Trespass Trio, как говорится в пресс-релизе, – «те музыканты, которым есть что сказать и которые знают, как это сказать так, чтобы послание дошло. И говорят они так, что у слушателя мурашки по коже». Теоретически так и есть: саксофонист Мартин Кюхен, контрабасист Пер Занусси и барабанщик Раймонд Стрид создают плотную музыкальную ткань, свободно развевающуюся и развивающуюся в разные стороны. По законам жанра короткая тема (или вовсе немузыкальный звук, например «кикс» саксофона или дыхание), дальше – кто во что горазд – чистая интуиция и так далее. Энергетика и взаимодействие – на высшем уровне. Это можно было бы описать словом «драйв», когда б его не узурпировали рок-музыканты. Но это, правда, драйв другого качества – не «катящий» ритм, а напряжение между участниками, как эластичная ткань.

Сюрприз, собственно, в том, что у такой вот «безобразной» музыки – явно выраженное романтичное настроение. Несмотря на заявления участников группы о том, что вся их музыка – «про боль» и человеческие страдания.

"