Posted 13 ноября 2003,, 21:00

Published 13 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Развод по-французски

Развод по-французски

13 ноября 2003, 21:00
Режиссер фильма «Развод» американец Джеймс Айвори заслужил репутацию тонкого англофила и блестящего интерпретатора литературной классики. Его экранизации Генри Джеймса («Бостонцы», «Европейцы» и «Золотая чаша») стали классикой «костюмного» кино. На этот раз Джеймс Айвори взялся за современность, он снял кино по «женск

Почему 75-летний Айвори вдруг решил отступить от привычного амплуа, трудно объяснить. Сам режиссер говорит, что ему надоело делать одно и то же: «Мне начало казаться, что я занимаюсь самоповтором, автоплагиатом. Мне стало скучно, и я решил попробовать что-нибудь новенькое».

Героини «Развода» – две сестры-американки. Одна из них – беспечная милашка Изабель (Кейт Хадсон – «Как отделаться от парня за 10 дней») разъезжает по миру в поисках романтических приключений. Мы застаем ее в Париже, куда Изабель приезжает навестить свою сестру Рокси (Наоми Уоттс – «Малхолланд Драйв») и утешить ее в трудную минуту. Рокси бросил муж, оставив ее на восьмом месяце беременности с пятилетним ребенком на руках. Причем Шарль-Анри не просто променял милейшую жену на вульгарную особу русского происхождения, но еще и требует раздела имущества, прежде всего уникальной коллекции старинных картин, которой обладает семья Рокси. В общем, как и все мужики, Шарль-Анри – понятно кто. А пока Рокси утирает слезы и вскрывает вены, Изабель крутит шашни с дядей своего сбежавшего зятя – Антуаном де Персаном. Но тот и в своем преклонном возрасте остается легкомысленным ловеласом, отношения с которым не могут зайти дальше флирта.

В «Разводе» Париж, может быть, и город романов, но не город настоящей любви, а все эти французские художники с поэтическими взорами не более чем алчные подлецы, не готовые нести ответственность ни за что, ни за кого и даже за себя. Французы притворны и приторны, насквозь фальшивы и мелочны, пошлы и подлы. Словом, Айвори взялся развенчать в своей картине все мифы о самом сказочном месте на Земле. Надо отдать режиссеру должное, он разок уколет и американцев, которые, отобедав в роскошном ресторане, сгребают в карман всю сдачу и бросаются фотографировать светскую публику. Но что такое экономия на чаевых по сравнению с прекраснодушием и утонченностью этих людей. Они – носители древней культуры и ценители прекрасного – недаром же у них коллекция картин, к тому же они бережные хранители семейного очага: родители сестер тридцать лет вместе, а вот свекровь Рокси, хоть и обставила виллу шелковыми диванами, но мужа-то не удержала. Они, как приличные люди, пытаются сохранить отношения с крайне неприятными французскими родственниками и в результате выигрывают свою игру. Обидчик наказан, обиженная обретает счастье, предмет раздора – картина «Святая Урсула» Жоржа де ла Тура – продана на аукционе за 4 млн. долларов. И даже подарок дяди-любовника – дорогостоящая сумочка Hermes, которая весь фильм маячит на экране ярко красным пятном, как бы иллюстрируя всю вульгарность пафоса Франции, – и тот улетает в небо, унося с собой... не будем говорить что, а то единственная интрига фильма будет раскрыта.

Жаль замечательного Жана Марка Барра (фильм «Европа»), любимого актера Ларса фон Триера, которому в этой сахарно-сиропной мелодраме делать просто нечего. Роль бракоразводного адвоката, влюбленного в свою подзащитную, для него не более чем возможность продемонстрировать свою внешнюю привлекательность. Жаль прекрасную Наоми Уоттс. В ее актерской биографии ни разу не было такой ординарной роли. Кстати, вскоре на наши экраны выйдет фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту «21 грамм», где красавица Наоми, презрев свою внешнюю привлекательность, сыграла такую глубину человеческого отчаяния, что рядом с ней поблек даже Шон Пенн.

"