Posted 13 октября 2010,, 20:00

Published 13 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:30

Updated 8 марта, 06:30

Мы наш, мы новый мир устроим

Мы наш, мы новый мир устроим

13 октября 2010, 20:00
Мы наш, мы новый мир устроим

В ту самую щель, что образовалась между снятием одного мэра и назначением другого, ворвались ветры перемен. Мои коллеги, арт-обозреватели всех мастей, под видом анализа лужковских дел затеяли дискуссию о стиле города. Все подспудно надеются, что их услышит новый ставленник и все эти проблемы решит.

Удивительно, что временная власть каким-то непостижимым образом уловила интеллигентские флюиды. Обычно против них в лужковской администрации стоял мощный глушитель. А тут вдруг среди первых «зачисток» – остановка строительства на Боровицком холме и проект переноса памятника Петру. То есть два самых болевых вопроса к мэрии – об охране исторической среды и запрете на вычурные новоделы в центре – нашли два конкретных ответа.

Что греха таить, со стороны общественности дискуссия чаще сводилась к риторическим возгласам: «Лужков испохабил Москву! Уничтожил историю, наставил монстров. Да плюс еще запутал всех безумными транспортными развязками». Любой нормальный человек, читающий газеты, слышал это сотни раз. И у всякого нормального человека возникает естественная реакция: ребята, давайте конкретней! Хотите добить униженного мэра – подайте на него в суд. Хотите дальше жить в «лучшем городе» – предлагайте меры.

Лично я навскидку назвал бы пять вещей, которые нагородил господин Лужков, но которые еще можно исправить. Первое – пересмотреть Генплан с точки зрения охранных зон и транспорта (прекратить любое масштабное строительство в районе Бульварного кольца до того, как каждый проект не будет общественно одобрен), второе – убрать рекламу из центра (особенно от Кремля) и привести в порядок Пушкинскую площадь (сегодня это свалка из постеров и строительных лесов), третье – «срубить» небоскребы там, где они вопиюще портят вид и где их еще можно срубить (например, на Мосфильмовской или торговый центр в начале Старого Арбата), четвертое – снять с городского баланса прижизненные музеи художников типа галерей Глазунова, Шилова и т.п. (если хочется себя прославлять – ищите меценатов и спонсоров), пятое – можно оставить в покое Петра Первого (если, конечно, у кого-то не найдется лишних полмиллиарда рублей на его перенос), но что-то решить с Манежной площадью, где около синих туалетных кабинок в прямом смысле слова «смешались в кучу кони, люди» – убрать сказочных болванчиков от торжественных стен.

Меня сильно подмывает выступить за отставку всего пролужковского архитектурного пула во главе с господином Кузьминым. Но, думаю, смысла от этого не будет: они люди обслуживающие, подневольные, и, если им сверху скажут охранять Москву вопреки всем взяткам, эти товарищи с таким же рвением будут лелеять каждый из особняков, с каким раньше пускали их под гусеницы экскаваторов. В принципе список архитектурно-монументальных несуразностей, доставшихся от Лужкова, слишком велик: от провала гостиничного строительства (пустырь вместо «России», страшный кич вместо «Интуриста», «восстановленная» «Москва», оказавшаяся выше и глупее подлинной) до спонтанно возникавших скуль-

птур (вроде Шолохова с лошадьми на Гоголевском).

Но кроме них есть еще системные несуразности в культурной политике вообще. Что уж говорить, когда даже во мэрских нафталиновых коридорах появились люди, которым пляски в кокошниках и ростовые куклы на День города внушают брезгливость (видели бы вы, с каким лицом одна из продюсеров гуляний говорила мне о попсовых танцах и песнях у Юрия Долгорукого; они у нее поперек горла – а что делать? Деньги пилить надо...). И когда фестиваль пива в Лужниках подается как главный московский праздник – тут уже святых выноси. Пора стать современней, актуальней, мобильней. Потому как мэрия у всех, кто с ней имел дело, до сих пор ассоциируется с советско-народной самодеятельностью.

К слову сказать, все ополчились на Церетели как на главного лужковского сподручного, но не заметили того, что грузинско-русский скульптор оказался гибче своего босса и мыслил глобальнее – он успел наоткрывать музейчиков современного искусства, основать школу для молодых художников и подружиться даже с завзятыми неформалами. Понятно, почему перенос шлюпки Петра для него – дело десятое. Вот уже лет пять он понял, в какие паруса ветер дует: что вкладываться стоит не в бронзу с квадратными метрами, а в человеческие ресурсы.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"