Posted 13 октября 2008,, 20:00

Published 13 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Игорь Яцко:

Игорь Яцко:

13 октября 2008, 20:00
Актер театра и кино Игорь Яцко в конце прошлой недели представил на суд публики свою третью режиссерскую работу – спектакль «Каменный ангел» по пьесе Марины Цветаевой. Будучи учеником Анатолия Васильева (пару лет назад прославленный режиссер покинул Россию), он продолжает васильевскую политику в театре, а в прошлом год

– Вы знаете, меня всегда немного пугают интервью предсказуемостью вопросов и повторяемостью ответов. Если отвечать правдиво, то невольно повторяешься. А врать я не люблю. Искренность – моя слабость и моя сила…

– Интервью дает возможность взглянуть на себя со стороны, увидеть какие-то свои неожиданные черты…

– Взглянуть на себя со стороны иногда бывает довольно страшно. Год назад на съемках меня в ряде сцен должен был страховать дублер. И вот мне все на студии говорили: нашли парня, ну исключительно на тебя похожего! Я на него посмотрел… И мне как-то стало не по себе: неужели я так выгляжу! Вот этот шкаф – это я? Так что «себя со стороны» увидеть, наверное, полезно, но не сказать, что приятно.

– Мне казалось, что, набирая учеников, мастер неосознанно стремится выбрать похожих. Грубо говоря, герой-любовник подбирает красивых, высоких, романтического вида юношей. А комик берет с характерной внешностью… Как вы подбираете актеров в свои спектакли?

– Точно не по сходству с собой (как выяснилось, я вообще плохо представляю, как выгляжу). А «схожесть» с учителем, мне кажется, имеет другое объяснение. Помню, как люди со стороны немного даже подсмеивались над нашим курсом, что все отпустили волосы, собрали их в хвостик – под Анатолия Васильева. Однако изнутри это воспринималось совсем иначе. Никто не говорил себе: а вот сделаю я себе прическу «под Васильева». Просто хотелось на него быть похожим.

– Вы как-то сказали, что самым важным поступком в вашей жизни было решение поступить на курс Анатолия Васильева…

– Это был выбор, определивший мою жизнь. Я уже не был школьником. Я окончил Саратовское театральное училище (замечу, Саратов – вообще кузница актерских кадров: оттуда вышли и Табаков, и Евгений Миронов, и Галина Тюнина, и Олег Янковский, и Владимир Конкин). Но когда работал в саратовском театре, вдруг почувствовал, что моя жизнь складывается неправильно. Что это не мой театр, что этот способ жизни в профессии мне не подходит. Я даже собрался уйти из театра. Но тут у нас появился парень, который занимался у Васильева. Он приезжал из Москвы и рассказывал, рассказывал... И в этих рассказах для меня стал прорисовываться какой-то другой мир. И мне захотелось там быть. Узнав, что Васильев набирает курс в ГИТИСе, я поехал поступать. Я мечтал о режиссуре, но для поступления на режиссуру надо было сдавать экспликацию спектакля, а я не знал тогда, что это такое, и у меня не было никого, кто бы мог мне это объяснить. Я подал документы на актерский, решив, что учиться-то все равно будем вместе. И оказался прав. Я был единственным мужчиной-актером на курсе, остальные были режиссерами. И среди режиссеров была единственная женщина, остальные были актрисами. Кстати, на вручении дипломов она сказала Васильеву: «Игорь Яцко понимает в режиссуре больше нас всех, дайте ему диплом режиссера». А Васильев так политично ответил: «А ты его спросила? Может, он не хочет быть режиссером…»

– Вас спросили?

– Куда там. Так что десятилетия я шел к режиссуре, занимаясь актерским искусством. Путь, конечно, длинный, но верный. Сначала наши артисты заметили, что я умею объяснять, что от них конкретно хочет Васильев. Потом поступило предложение поставить спектакль в Театре киноактера. И мне стало интересно попробовать его метод в работе с чужими актерами. Это очень мощная профессиональная система актерской подготовки, и мне кажется, она может помочь студентам в овладении профессией… Я выбрал пьесу Шекспира «Мера за меру», потому что Васильев Шекспиром не занимался. И погрузился в эту авантюру.

– Говорят, что вы поставили условие: никаких звезд в постановке не должно быть занято.

– Да, директор тогда чуть не поседел. «Кто к нам пойдет, если не будет звезд!» – сказал он. И тогда я сделал отчаянный шаг: я предложил, что сам распространю билеты на премьерные спектакли. Это было ужасно. Я собрал всю прессу практически на первый прогон. Я тогда был молодой, наивный, мне казалось, что критики должны угадать, каким будет спектакль. Это я теперь понимаю, что критики видят то, что они видят на сцене, а вовсе не режиссерские мечты. Все стопорилось, ничего не складывалось. Достаточно сказать, что на следующий день без единого сокращения спектакль кончился на час раньше.

– Надо же!

– В театре и не такое бывает. Так что первый опыт был трудный, но полезный. Второй постановкой стал шекспировский «Кориолан». А потом я взялся за «Каменного ангела» Цветаевой. Эта вещь попала в репертуарные планы театра еще при Васильеве. Но ею так и не занимались. Для меня важна и связь Цветаевой с Пушкиным, чьим творчеством мы занимались долго и кропотливо. И перекличка названий: «Каменный ангел» и «Каменный гость». И то, что на куполе нашего театра по проекту должен был стоять каменный ангел. Мне хотелось, чтобы эта фигура появилась если не на крыше, то хотя внутри нашего зала «Глобус».

Справка «НИ»

Игорь ЯЦКО родился 30 августа 1964 года в Саратове. В 1981 году поступил в Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова на курс Юрия Киселева. C 1985 года – актер Саратовского ТЮЗа. В 1988 году Яцко становится студентом ГИТИСа, поступив на курс Анатолия Васильева. С 1 июня 1990 года – актер театра Анатолия Васильева «Школа драматического искусства». Первый его выход на сцену «Школы» состоялся в спектакле Луиджи Пиранделло «Сегодня мы импровизируем» (1990). С 1992 года играл в спектаклях: «Государство», «Амфитрион», «Каменный гость, или Дон Жуан мертв», «Моцарт и Сальери», «Из путешествия Онегина», «Илиада. Песнь двадцать вторая» и других. С 2003 года снимался в фильмах: «Желанная», «Курорт особого назначения», «Место под солнцем», «Слепой (Ликвидатор)», «Доктор Живаго», «Охота на Гения» и пр. В 2004 году как режиссер поставил 24-часовой хэппенинг «100 лет. День Леопольда Блума. Извлечение корня времени» по роману Джеймса Джойса «Улисс». В 2005 году поставил спектакль «Мера за меру» Шекспира в Театре киноактера. В 2007 году – «Кориолана» Шекспира в театре «Школа драматического искусства». С 2007 г. – главный режиссер «Школы драматического искусства».

"